Снижение есн взносами в какой сумме пример. ЕСН: что такое единый социальный налог. Как рассчитывается ставка ЕСН для работодателей

Строительные материалы 28.09.2020

Каждый месяц работодатель обязан перечислять за каждого своего работника страховые взносы. Они платятся помимо ежемесячной зарплаты и за счет работодателя. В этом они отличаются от НДФЛ 13%, которые работник ежемесячно уплачивает из своего кармана, а работодатель выступает лишь в качестве налогового агента и переводит эти деньги в бюджет.

Ранее работодатель уплачивал взносы единым платежом на ЕСН, который мобилизировал средства граждан на их будущее пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь. Налоговая ставка составляла 26%. После отмены ЕСН, страховые взносы стали оплачиваться отдельно в ПФР, ФСС и ФФОМС. Но от этого суть отчислений не поменялась. С 2011 г. совокупный размер отчислений увеличился до 34% за счет роста пенсионных взносов. Это привело к росту серых выплат и снижению собираемости налогов, тогда было принято решение о снижении страховых взносов. В 2013-2014 гг. их размер составил 30% от размера официальной зарплаты работника.

Распределение страховых взносов

Страховые взносы распределяются следующим образом. В Пенсионный фонд идет 22% от зарплаты работника, эти деньги учитываются на личном пенсионном счету граждан и в дальнейшем служат базой для формирования их будущей пенсии. Ранее эти средства распределялись на накопительную и страховую части пенсии, но теперь все выплаты зачисляются на страховую часть. Для сохранения накопительной части работник должен перевести свои накопления в Негосударственный пенсионный фонд.

На медицинское страхование работников перечисляется 5.1% (в ФФОМС). Еще 2.9% уходит на социальное страхование в ФСС. Этот фонд, в частности, отвечает за страховые выплаты при временной нетрудоспособности и в отпуске. Такие тарифы действуют до достижения работником годового уровня дохода в 624 тыс.р. Когда эта сумма будет достигнута, работодатель платит 10% в ПФР, а остальные выплаты достигают 0%.

Некоторые работодатели обладают льготами при уплате страховых взносов. Они выплачивают зарплатные налоги в ПФР со ставкой 20%, а в ФФОМС не платят. Это, например, аптеки на ЕНВД, компании и ИП на УСН, занимающиеся строительством, производством пищевых продуктов, швейным производством и пр.

При этом неважно, работает ли сотрудник по трудовому договору, либо выполняет работы в рамках гражданско-правового или авторского договора. Все взносы в ПФР и ФФОМС перечисляются в полном размере. Единственное, что работодатель в этом случае не обязан осуществлять платежи в ФСС (но, тем не менее, может это делать).

Не имеет значение и форма собственности работодателя. И ИП, и ООО, и ОАО платят зарплатные налоги в установленном порядке.

Расчет страховых взносов

Например, официальная зарплата работника составляет 25 000 р. Каждый месяц (до 15 числа следующего за выплатами) работодатель должен перечислить 22% в ПФР (25000*0,22) или 5500 р., 5.1% в ФФОМС (25000*0,051) или 1275 р. и 2.9% в ФСС (25000*0,029) или 725 р.

Получается, стоимость ежемесячного содержания каждого сотрудника работодателю обходится дороже на 30%, чем его зарплата.

Единый социальный налог является федеральным налогом РФ. Он начисляется в федеральный бюджет, а также различные внебюджетные фонды общегосударственного уровня. Эти фонды представлены Фондом социального страхования, медицинского обязательного страхования. Данный налог предназначен для сбора целевых средств, необходимых государству для осуществления пенсионного и социального обеспечения и медобслуживания населения. Через ЕСН проявляется социальная

Законом № 212- ФЗ от 24 июля 2009 года было определено, что с 1 января 2010 года утрачивает силу 24 глава ЕСН. Это означает, что выплата ЕСН была заменена уплатой плательщиками обязательных взносов в фонд соцстрахования и фонд Пенсионный, а также в ТФОМС и ФФОМС.

По данному закону ставки отчислений , оставались неизменными с 1 января 2010 года, в то время как начиная уже с 1 января 2011 года возросли на 34%, из них 26% составляют отчисления по пенсионному обязательному страхованию. Взносы по страхованию выплачиваются с общего годового заработка, который не превышает 415 тысяч рублей. Такая система страховых отчислений обязательного характера позволяет существенно повысить уровень пенсий. При этом пенсии после тридцати лет уплаты обязательных взносов составляет не меньше, чем 40% от уровня зарплаты.

Уплачивают единый те плательщики, которым нужно производить оплату труда физических лиц, а также плательщики, которые уплачивают ЕСН с собственного дохода. К первой группе относят юридических лиц, физлиц, зарегистрированных как и производящих выплаты зарплат другим физическим лицам, а также обычных физлиц (граждан). Плательщики в этом случае выступают в качестве работодателей.

Единый социальный налог , согласно 235 и 236 статьям Налогового Кодекса РФ должен уплачиваться организациями, которые выплачивают вознаграждения физлицам по гражданско-правовому, трудовому и авторскому договорам, за исключением случаев выплат вознаграждений индивидуальным предпринимателям.

Единый социальный налог должен быть уплачен после предоставления налоговой декларации до 30 марта года, наступающего за истекшим периодом отчетности. Копию декларации нужно предоставлять в орган ПФР территориального масштаба в срок до 1 июля того года, который следует за отчетным периодом по уплате ЕСН.

Единый социальный налог имеет объектомдля работодателей вознаграждения, выплаченные физическим лицам по различного рода договорам и, кроме того, выплаты, которые производились по трудовым договорам.

Налоговые льготы соц налог предусматривает в следующих случаях. От его уплаты освобождаются не облагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации в случае неиспользованного отпуска, страховые взносы по договору медицинского страхования. Кроме того, не облагаются ЕСН те выплаты, которые не относятся к уменьшающим базу в случае доходы и расходы инвалидов всех трех групп (I, II и III).

Ставки ЕСН и его распределение определяются статьей 241 НК. Суммы, которые не подлежат обложению, указаны в статье 238, а льготы - в 239 статье НК. Сам порядок исчисления и установленные сроки уплаты прописаны в НК. Суммы выплачиваются отдельно в федеральный бюджет и отдельные фонды по соответствующей процентной доле налоговой базы.

Сумма, подлежащая уплате в соцстах, плательщиком уменьшается самостоятельно на сумму расходов на цели соцстрахования. Сумма, подлежащая выплате в федеральный бюджет, может уменьшаться плательщиками на сумму страховых взносов за этот же период на пенсионное страхование, исходя из тарифов, предусмотренных законом № 167-ФЗ от даты 15 декабря 2001 года «О пенсионном обязательном страховании».

По итогам месяца плательщики должны исчислять авансовые платежи по ЕСН по величине выплат, начисленных с начала соответствующего до завершения данного месяца.

С 1 января 2010 года, со вступлением в силу федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, единый Социальный налог бы отменен. Новым законом был введен в обиход термин «страховые выплаты (взносы)». Несмотря на, утвержденный законом, «ребрендинг», многие практикующие бухгалтера продолжают называть все отчисления, направляемые на социальные нужды, полюбившимся термином ЕСН.

Необходимо отметить, что новый закон практически полностью скопировал все основные положения 243 статьи НК РФ, сохранив «в неприкосновенности» социальную направленность страховых выплат, ранее именуемых социальным налогом.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности начисления, уплаты и администрирования страховых выплат, ставки налогов и основные изменения, внесенные в закон 212-ФЗ в 2015 году.

Виды страховых взносов

В систему обязательного государственного страхования включено три вида страховки:

  • Обязательная пенсионная страховка;
  • Обязательная медицинская страховка;
  • Страховка на случай временной утраты трудоспособности.

Каждый из перечисленных видов регламентируется законами и постановлениями, которые мы не будем рассматривать в данной статье. Отметив только, что закон 212-ФЗ часто ссылается на «страховые» законы», что делает сам закон не очень «читабельным».

Плательщики страховых взносов

К числу плательщиков, осуществляющих страховые выплаты, относятся предприятия и индивидуальные предприниматели, которые совершают выплаты физическим лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях. В «страховых» законах такие плательщики называются термином «страхователи». Они несут полную ответственность за начисления взносов и правильность перечисления начисленных сумм в соответствующие бюджеты.

Также к числу плательщиков относятся:

  • Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, практикующие в частном порядке, а также другие физические лица, осуществляющие индивидуальную частную практику, в установленном федеральными законами порядке, но не производящие выплаты (в денежной или иной форме) наемным сотрудникам. Если федеральные законы об обязательном социальном страховании не предусматривают иное;
  • Физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, получающие доходы (как правило, разовые), являющиеся базой налогообложения, согласно федеральному законодательству.

База для начисления страховых взносов

Базой для исчисления является суммарный доход физического лица, полученный в налоговом периоде в виде зарплаты и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Ставки страховых взносов

На 2015 год законодательством, предусмотрены ставки страховых взносов:

Для предприятий и ИП, применяющих общую систему налогообложения

Размер начисленного дохода - процент в Пенсионный фонд

  • Менее 711000 рублей - 22 %;
  • Более 711000 рублей - 10 %.

Размер начисленного дохода - процент для социального страхования
  • Менее 670000 рублей - 2,9 %;
  • Более 670000 рублей - 0 %.
Размер начисленного дохода - процент в Фонд медицинского страхования

Независимо от размера начисленного дохода

  • 5,1%.

Для предприятий и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения

  • Пенсионный фонд - 20%;
  • Фонд соцстрахования - 0 %;
  • Фонд медстрахования - 0 %.

Законодательством предусмотрены льготы при начислении страховых взносов для предприятий следующих категорий:

  • Участники проекта «Сколково» освобождаются от уплаты взносов в фонды социального и медицинского страхования. Отчисления в пенсионный фонд, для таких предприятий, установлены в размере 14%;
  • Участники СЭЗ «Крым» и резиденты территорий опережающего развития, предусмотренных соответствующими федеральными законами.

Ставки ЕСН следующие:

  • Фонд пенсионного страхования - 6%;
  • Социальное страхование - 1,5%;
  • Обязательное медицинское страхование - 0,1 %.

Предприятия, осуществляющие выплаты экипажам судов, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов, освобождаются от уплаты страховых взносов.

Особенности исчисления страховых взносов в 2015 году

К числу основных новшеств 2015 года следует отнести появление в законе 212-ФЗ двух новых частей (5.1. и 5.2.), которые устанавливают новый порядок определения максимальной величины базы для исчисления размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данный порядок действуют только для плательщиков, которые производят выплаты физическим лицам. Начиная с 2015 года и по 2021 год включительно, размер налогооблагаемого дохода будет устанавливаться Правительством, и рассчитываться исходя из средней заработной платы, умноженной на повышающий коэффициент, который, как надо понимать, и будет устанавливаться чиновниками на каждый налоговый год.

В числе «менее весомых» нововведений следует отметить следующее:

  • В 2015 году на расходы, связанные с командировками и имеющие документальное подтверждение, страховые взносы начисляться не будут;
  • В 20015 году отчеты в фонды, в электронной форме, смогут отправлять плательщики, в штате которых числилось не менее 25 человек;
  • «Округления запрещены». Сдавая отчеты и уплачивая страховые взносы, не надо ничего округлять, все следует указывать с копейками;
  • Предприятия, использующие труд иностранных рабочих, должны будут начислять страховых взносы. Данная норма касается не всех категорий сотрудников. Плательщикам, подпадающим под это нововведение, будет не лишним проконсультироваться по данному вопросу;
  • Ранее необлагаемые суммы, выплаченные сотруднику при увольнении, в 2015 году будут учитываться при определении базы налогообложения для страховых выплат. Речь идет не обо всей сумме, а только превышающей средний заработок за три месяца (соответственно, для жителей крайнего севера и местностей, приравненных к нему - превышающей средний заработок за шесть месяцев).

В СМИ уже немалое время муссируется информация о планах правительства РФ кардинально реформировать систему сбора налогов. Одна из главных причин — экономический кризис.

Сначала разговоры о налоговых реформах носили беспредметный характер. И вот 21 января многие СМИ распространили информацию о том, что правительство РФ задумалось о возможности замены страховых взносов единым социальным налогом (ЕСН).

Напомним, ЕСН уже существовал в РФ, но в 2010 году он был заменен взносами в ПФР, ФСС и ФОМС. Сейчас же в рамках разработки антикризисного плана правительство рассматривает вопрос упразднения этих трех взносов и возврата к ЕСН. Вероятная дата возвращения ЕСН — 1 января 2017 года.

Согласно подсчетам правительства, Единый социальный налог с 2017 года позволит ФНС получить контроль над денежным потоком объемом порядка 5,9 триллионов рублей в год, что составляет около 7,5% ВВП.

Особенно актуальным возврат к ЕСН станет в случае отмены обязательной накопительной части пенсии: если ее не станет, то понятие «взнос» будет бессмысленным. При этом по предварительным данным в случае возврата ЕСН, его ставка останется на нынешнем уровне общей ставки страховых взносов.

Доводы противников ЕСН

Несмотря на стремление правительства вернуть ЕСН, этот вопрос еще не решен до конца. Более того, в Госдуме, по всей видимости, это решение встретит большое сопротивление. Ряд депутатов уже негативно высказались по этому поводу.

В частности, вице-спикер Госдумы А. Исаев считает возвращение к ЕСН неправильным решением. В интервью журналистам депутат заявил о необходимости сохранения социальных взносов, необходимости сохранения страховой природы поступлений в государственный бюджет. По его словам, в текущей ситуации работник сам заинтересован в том, чтобы уплачивать взносы в полном объеме для исчисления справедливой пенсии. В свою очередь, природа ЕСН, по мнению Исаева, безадресная — этот налог поступает государству в виде платежа, а государство затем направляет полученные средства на цели, которые считает необходимыми.

Категорически против введения ЕСН выступил и член Комитета ГД по бюджету и налогам, член фракции КПРФ В. Федоткин. В интервью радиостанции «Говорит Москва» он заявил, что спасти Россию сейчас могут только надежные источники пополнения доходной части через производство и науку. По его мнению, все остальное является лишь пустой тратой времени, не способной снять остроту ситуации. Он назвал планируемый переход к ЕСН «концептуально неправильным подходом», заявив, что «если переложить деньги из трех мешков в один, ничего не изменится».

Особенности ЕСН с 2017 года детально . На этой странице дана информация о том, кто является плательщиком ЕСН, рассмотрен вопрос расчета этого налога.

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1 ,). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 6 1,5 0,1

* Коды приведены в соответствии с ОКВЭД2 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).



Рекомендуем почитать

Наверх