Самопознание. Самопознание и саморазвитие личности: взаимозаменяемые качества

Строительные материалы 20.09.2019
Строительные материалы

Самореализация – что это такое? В мире написано сотни книг, тысячи статей и заметок, посвященных самореализации человека. Дано сотни определений и тысячи наставлений по ее достижению. Эта статья – еще один взгляд на то, что же это такое – самореализация человека.

Говоря о самореализации человека, мне представляется важным отметить, что здесь нет, и не может быть никаких внешних показателей, критериев по которым некий сторонний наблюдатель мог бы судить о том, насколько далеко человек продвинулся в реализации себя самого.

Самореализация – мир внутреннего. Такие внешние признаки как семья, карьера, материальное благополучие, социальный статус и успех – не говорят о самореализации человека ровным счетом ничего.

Человек может иметь все это и быть полностью не удовлетворенным своей жизнью.

Здесь показательным будем пример Ульяма Бройля – известного американского редактора, рассказывающего о том, насколько пустым может оказаться успех:

Каждое утро я упаковывал себя в костюм, брал портфель и шел на свою престижную работу. Это была маленькая смерть. Я работал главным редактором журнала «Ньюсвик». Для многих такой пост – предел мечтаний, а для меня – ничто. Управление большой организацией не доставляло мне никакого удовольствия. Я хотел личных достижений, а не власти. Для меня успех на этом пути оказался более опасным, чем была бы неудача, - неудача вынудила бы меня задуматься, чего я хочу на самом деле. Я вскарабкался на самую вершину, и оказалось, что мне там совсем не нравится…

Да, человек может не иметь ни социального положения, ни статуса, ни богатства, но в его глазах будет царить решимость и покой, удовлетворение и радость полностью реализующего весь свой потенциал существа.

Критерии того насколько полно и гармонично происходит реализация себя самого, могут быть определены только самим человеком. И эти критерии определяются не умом, а сердцем. Насколько человек удовлетворен своей жизнью? Насколько гармонично он себя ощущает? С радостью ли встречает новый день? Спокойно ли засыпает? Чувствует ли он, что тот жизненный путь, который он выбрал – его? Чувствует ли он, что весь свой потенциал использует на сто процентов, не оставляя в тени никакие из аспектов своей жизни.

Только так можно определить, насколько человек успешен в деле реализации себя и своей жизни. Только самостоятельно ответив на все эти вопросы – не умом, но сердцем, человек может понять, насколько он успешен в своей самореализации. Насколько он является мастером своей жизни.

Не нужно поддаваться на увещевания общества, которое через телевидение и глянцевые журналы, через коллег по работе и друзей, через родителей и супругов пытается навязать свои – внешние стандарты успеха.

Со всех сторон нас одолевают рекламные лозунги: «Купи этот телефон и помолодей душой. Открой счет в том банке и стань счастливым. Приобрети наш автомобиль и управляй своей мечтой». Вдумайтесь, насколько абсурдно все это звучит. Есть ли среди ваших знакомых те, кто бы мог похвастаться полученным счастьем благодаря приобретенному телефону или открытому в банке счету?

Все эти призывы, все эти формулы-заклинания направлены на вашу личность. Но личность не может быть ответственна за то, счастлив ли человек или нет.

Что такое личность? Само слово произошло от слова личина – маска. Личность это не более чем маска, которую человек одевает для взаимодействия с социумом. Это неотъемлемая часть человеческого существа, но отнюдь не главная. Личность это внешнее – скорлупа-раковина за которой скрывается настоящая жемчужина – ваша индивидуальность. Ваш Дух. Ваше божественное сознание.

Задача личности изначально заключается в осуществлении коммуникативных и защитных функций в море человеческих отношений и не более того. К сожалению, у абсолютного большинства людей происходит полное отождествление себя со своей личностью.

Человек начинает думать, что он и его личность это одно и тоже и больше ничего нет. Это имеет ужасающие последствия. Он перестает прислушиваться к своему существу, общаться со своей душой, погружаться в центр своего Я и становится социальным роботом без души и сердца, запрограммированным на выполнение определенных действий. И вроде бы он чувствует, что что-то не так, что-то идет в его жизни не совсем так как хотелось бы, но понять что именно не может, так как это понимание приходит не из личности, а из сердца, из души, связь с которой утрачена.

Личности необходима постоянная подпитка вниманием окружающих. Именно поэтому столь часто люди осуществляют действия вроде бы им не нужные и не приятные, но предназначенные для того чтобы их заметили и оценили.

Личность не может существовать без внимания извне. В этом достаточно легко убедиться, если рассмотреть примеры, когда человек остается абсолютно один на длительный промежуток времени. Личность начинает метаться – нет больше общения, нет окружающих людей и их мнений, неоткуда брать энергию на поддержания образа самого себя. И оболочка личности начинает постепенно задыхаться, съеживается и умирает. Для большинства неподготовленных людей это оказывается кошмаром. Часто люди просто сходят с ума – известно множество случаев, когда узники сидящие в одиночных камерах сходили с ума – именно от своего одиночества. Робинзон Крузо, попавший на необитаемый остров, чтобы не сойти с ума и не потерять свою личность постоянно разговаривал со своим попугаем.

Уединение опасно для личности. Оно его убивает, так как личность подобна отражению в зеркале. Она является отражением представлений людей о вас самих. Стоит убрать это зеркало и отражение пропадает.

Этим пользовались и пользуются адепты самых различных духовных систем. Люди желающие прийти к богу или говоря другими словами открыть свою внутреннюю сущность, свою душу – сознательно отказывались от общества и уходили в отшельничество. Это имело место по всему миру – буддистский монах поднимающийся в Гималаи или же монах православной Киево-Печерской лавры, на годы закрывающий себя в своей келье – все они по существу преследовали одну цель – снять с себя скорлупу личности чтобы достичь сердцевины своего существа.

Это путь отшельничества и отказа от внешнего мира и его даров ради мира внутреннего. Это аскеза.

Есть и другой путь. Он проще и сложнее одновременно. Заключается в том, что стремящийся достичь своего внутреннего пространства покоя и безмятежности не отказывается от мира, не уходит из него – он продолжает жить в миру, но при этом перестает ему принадлежать. Постепенно учась жить осознанно и внимательно смотреть на все, что его окружает, этот человек понемногу начинает растождествляться со своей личностью. Распутывать узы, за которые его держит социальное окружение, но при этом внешне это может никак не проявляться. Он не отделятся от толпы, не выделяется из нее одеждой, прической, манерой говорить. Но мало помалу благодаря тому, что его действия все больше и больше осознанны и все меньше и меньше автоматичны, он вырывается из толпы, сбрасывает с себя иго многочисленных табу и отождествлений, а затем вырывает толпу из своего ума. Становясь целостным, укорененным в себе существом.

Каждый из этих путей интересен и эффективен по-своему. Более того, возможно сочетать их, учась сначала уединению в одиночестве, а затем уже и уединению в окружении толпы.

В любом случае человек, который достиг того момента, когда внешнее уже не довлеет над ним, когда больше нет разделения на внутренний мир и «внешние обстоятельства». Когда в голове перестают бороться сотни «Я». Когда глаза наполнены светом, а жизнь радостью, не зависящей от обстоятельств. Тогда можно с уверенностью сказать, что этот человек достиг искусства самореализации.

Вселенная

Единственный смысл нашей жизни – быть счастливым. Единственная наша цель – найти свой путь к счастью.
И спасибо Вселенной, что путь к счастью есть путь к Себе.
О! Люди часто жалуются на то, что «жизнь сложная штука». Конечно, я их понимаю. Они идут не внутрь прекрасной бескрайности, а во внешний мир к чему-то собой выдуманному… работа, семья, поездки заграницу, богатства. При этом далеко не у каждого получается и это…
Нет, я не против ни того, ни другого, ни чего бы то ни было. Все, что есть, все по справедливости. По вселенской правде. Мы все люди боги способные создать рай на земле. А если рай не рай вовсе… то это все мы… а вселенная лишь разруливает все по своим законам… Черт, вместо того, чтобы физику преподавать в школах, рассказывали бы про законы, по которым все вообще существует… как на духу…

Но в этом и отличие этих законов от физических… их нельзя преподать… их можно пережить и осмыслить… и если ты хочешь знать их – ты априори можешь. Вопрос в том… зачем теленку крылья? То есть для начала ты должен перестать быть теленком. Тогда и крылья выдадутся.
Как прекрасно, что все зависит только от нас. По сути так и есть. Ведь существуют весьма ахуительные законы, по которым все работает. И эти законы прекрасны, они совершенны, они настроены на любовь, радость, счастье, добро, здоровье. Что еще нам нужно?

Нам нужно перестать суетиться. Перестать цепляться за что-либо. Чистый лист – здесь и сейчас. Это и есть состояние твоего нецепляния. Посмотреть вокруг. Зациклить себя только на этой картинке. Как будто бы не было, нет и не будет ничего более. Ни твоего тела, ни твоего ума, ни твоего сердца. Вместе с ними исчезают вопросы, переживания, эмоции, мысли, образы, воспоминания, планы на будущее, аналогии, догадки, предположения, знания, суждения, люди, домашние животные, проблемы, хлопоты, заботы, шмотки, бусы, журналы мод, работа, коллеги, начальство, любовники, неподаренные бриллианты, подаренные бриллианты, дети, их сопли, капризы, испачканные штанишки, болезни, недомогания, чрезмерный аппетит, страхи, высотки и небоскребы, пробки, зимняя резина, точно так же как и летняя, магазины, консервированный горошек, новый год, дни рождения, дни, ночи, недели и месяца, время, лево, право, отношения, знаки препинания слова
Чем больше этих нарисованных нелепиц в вас, тем меньше места для Себя.

Представьте теперь как много места освободиться, если выбросить все это, хотя бы на какое-то время! Насколько глубоки вы, вместительны! Чем больше в вас всего, тем меньше в вас той бесконечности, которой вы являетесь.
Поверьте, в нас нет этого ничего, если докопаться до сути. И это есть высший экстаз. Это и есть свобода. Истинная свобода. Язык в точке ветра. Замкнутая микровселенная. Это ли не чудо??? Нет там всего остального!!! И более того! Ничего плохого не произойдет и во внешнем мире, если вы отодвинете всю эту мишуру от себя. Отделите от себя, осознаете, что вы этим не являетесь. Это параллельный мир, в котором у вас есть счастье существовать. И как только вы начнете понимать это, в реальном мире начнет все разруливаться само лучшим образом. Ведь вселенная сильнее и могущественнее. А когда вы приходите к Себе, она все сделает для вас, она будет радоваться за вас… Вы знаете, что это за чувство, когда ты ощущаешь, как вселенная радуется за тебя, за то, что ты понял ее, понял Себя… принял ее со всеми ее прекрасными законами. Она реально иногда танцует со мной диско от радости за то, что я свободна и что мне хорошо и радостно с ней. Хоть на секундочку представьте… по-настоящему представьте… и вам станет так легко…
давно удивляюсь нелепому риторическому вопросу «Почему люди не летают?»… – Отчего же не летают? Телята не летают, это точно. Зачем теленку крылья?

Займитесь собой. Отстаньте вы от этой реальности… никуда она не сбежит… если заниматься в это время более важным делом. Как в компьютере есть приоритеты задач, так и в нас… следует запомнить лишь одно: приоритет это ты сам. Ни кто-то, ни что-то во вне… просто ты. Если ты прекрасен, счастлив, ты добр и открыт и вообще обладаешь всем самым чистым на свете, если ты свободен и бесконечно мил. Ты думаешь, тебе не выдадут за это пару крыльев? Ха! Для вселенной это сущая безделица:
- Не теленок?
- Получай пару отменных крыльев!
Чего бояться? Если ты «не можешь» отпустить все эти иллюзии, либо ты глуп, либо ты боишься это сделать. Но ведь нечего бояться…
Я считаю, что если человек боится отпустить все, и свою жизнь тоже, на поток вселенной, он просто несовершенен, он злится, поступает против своей воли, думает плохо, ревнует… короче у него сильно развита темная сторона… ведь абсолютно непонятно чего бояться, если ты хороший??? Вселенная это не каток, который пытается тебя раздавить, это необъятное море изобилия и высших наслаждений, к которым у нас есть VIP приглашение. Просто по причине рождения здесь. А дальше… ваше дело, как вы распорядитесь этим даром… забъете ли на него, пытаясь купить машину в кредит или ссорясь с любимым человеком. Или отбросите все наносное и воспользуетесь тем, чему мы должны быть бесконечно благодарны.
А вселенную, ее можно понять… она не помогает людям, которые пренебрегают такими дарами и размениваются на то, что сами напридумывали и создали за ее, по сути, счет…

Смысл воплощения

Развитие похоже на соревнования по биатлону

Самопознание и саморазвитие личности — это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание — изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром.

Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:

  • самопознание — основа здоровой личности (психического компонента),
  • способствует сохранению гармонии с окружающим миром и внутри себя,
  • путь для развития личности и реализации в жизни.

Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?

Саморазвитие — это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности.

Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.

Такие специалисты, как Роджерс , Маралов , Козлова , Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье.
Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.

Основы самопознания и саморазвития

Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У.Джейм выделил 3 основные сферы:

1. Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
2. Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
3. Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.

Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:

  • биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
  • социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
  • личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).

Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — » Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.

Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.

Самонаблюдение — Самоанализ-Сравнивание с другими (собой в идеале)-Постановка целей на будущее-Саморазвитие.

Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.

Ориентация на личность в работах К. Роджерса

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал . В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:

1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.

2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.

3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.

При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.

Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.

Ключевые правила в работе учителя:

  1. педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
  2. источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
  3. личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.

Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.

1. Доверительные отношения.
2. Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников.
3.Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях.
4. Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка.
5. Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания.
6. Понимать и знать самого себя.

Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться.
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего , что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир,» — говорили мудрецы.

Психология развития А. Маслоу

Носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

Основные выводы Маслоу:

  1. У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
  2. Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
  3. Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
  4. Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
  5. Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
  6. Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
  7. Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
  8. Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
  9. Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления свого Я.
  10. Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.

Второстепенные качества:

  1. Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
  2. Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
  3. Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
  4. Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
  5. Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
  6. Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
  7. Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
  8. Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
  9. Зрелую личность отличает тип познания . Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное , направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное , способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
  10. Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей , своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
  11. Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования , психологии и всей жизни.
  12. Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц , проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.

Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.

Психология Рубенштейна

Сапознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало.Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Основы саморазвития и характеристики

Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:

  • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
  • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
  • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

Выделяют несколько этапов саморазвития:

  • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
  • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
  • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
  • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
  • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

Вывод

Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.

Развитие предполагает , которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.

Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!

Самопознание как средство самореализации личности.

Познание – основа развития личности.

Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?

Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания – основа развития личности.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что саморазвитие самосовершенствование-это скорейшее приближение к своим целям-возможность воплотить свои мечты в жизнь.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?» , «Какой я?» , «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Возникновение этих вопросов свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных.
Внутренний мир каждого из нас - это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.
Самопознание – это познание самого себя, оно является инструментарием открытия неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.
Утверждение ценности самопознания прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В гуманистически-ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание часто не приводит к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок.

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными. Много книг и научных трудов посвящены проблеме самореализации человека. Фрейд и Фромм считали, что главное отличие человека от животного состоит в том, что первый стремится выйти из круга практических потребностей, познавая смысл жизни и собственного назначения. Своим существованием самореализация обязана «второй человеческой природе» – цивилизации. С зарождением цивилизации человек стал существом социальным: познал труд и общение. Стоит отметить, что творческая самореализация личности невозможна вне общества. В каждом из нас кроется желание реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал. Кто-то смело воплощает свои желания в жизнь, а кто-то теряется в сомнениях, виня в собственных неудачах окружающих. Шаблоны и стереотипы делают нас похожими друг на друга, зарождают в нас неуверенность, мешают раскрыть свою индивидуальность. Стереотипное мышление – главный враг самореализации. Творчество помогает нам найти свой способ самовыражения. Кто-то выражает себя через рисование, пение, танцы т.д. Важно найти то дело, в котором вы сможете максимально раскрыть свои возможности и способности. Это может быть мечта детства или что-то еще. Неважно, в какой сфере вы хотите работать – будь-то журналистика или бизнес. Творчество открывает для нас мир самопознания, где каждый может пойти по своему пути. Творческая самореализация личности – это возможность увидеть себя изнутри, ощутить свободу выбора, раскрыть свой творческий потенциал. Ведь ничто не делает нас более счастливыми, чем ощущение гармонии с самим собой.
Саморазвитие является важнейшей составляющей в жизни каждого человека и представляет собой процесс непрерывного самосозидания личности, который в интегрированном виде включает в себя самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализацию. Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности, души и духа.

Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий как внутри семьи, между семьями, районами, селами, группами сел, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам. Процесс самореализации начинается, как известно, с самопознания. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться и в результате этого двигаться дальше, т.е самосовершенствоваться. Очень важно – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. А для творчества стандартов нет, как известно. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания. От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову. Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.

Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий; самовыражение) - стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самореализация (от русского само- и лат. realis - вещественный, действительный) или самовоплощение - воплощение потенциала личности.

Проблематику самореализации активно разрабатывал А. Маслоу.

Маслоу считал, что потребность в самовоплощении является последней по очередности из потребностей человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более востребованными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют закреплённых положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может быть разным.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.

Принятие (себя, других, природы).

Непосредственность; простота; естественность.

Сосредоточенность на проблеме (в противоположность эго-центрированности).

Способность обособиться; потребность в уединении.

Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.

Сохраняющаяся свежесть восприятия.

Мистический и вершинный опыт.

Чувство общности с другими.

Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.

Демократичность.

Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.

Философский, незлобный доброжелательный юмор.

Креативность.

Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Заключение

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные. Современная классификация потребностей отличается огромным разнообразием, потребности делятся на потребности общества и личные, разумные и неразумные и т.д. Признаков для деления потребностей очень много и каждый из них имеет право на существование, и может оказаться наиболее приемлемым для конкретного общества.

Так же при ходе эволюции, потребности меняются. Но самая низшая ступень потребности никогда не изменится.



Рекомендуем почитать

Наверх