Виды понятий. Значение слова «понятие

Ванные комнаты 25.09.2019
Ванные комнаты

Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их общим существенным признакам. Например, понятия «здание» образовано в результате отвлечения от индивидуальных признаков отдельных зданий, что достигается при помощи логических приемов: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.

Понятие неразрывно связано с языковой единицей - словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, которые называют именами. Простые имена: «здание», «стол», сложные имена: «неизвестная местность», «известный человек» и т. п. являются материальной, языковой основой, соответствующих понятий, без которой невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Однако единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. Например, в любом языке существуют слова-синонимы и слова-омонимы. Синонимами называются слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же, но отличающиеся оттенками значений или стилистической окраской (“труд” и “работа”). Омонимы - это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например: кулак - кисть руки и кулак- богатый крестьянин). Многие слова имеют несколько значений. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешиванию понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо установить точно значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

Понятие– это результат обобщения множества однородных предметов по их существенным признакам. Существенными признаками называются устойчивые, необходимые признаки, без которых данный предмет не может существовать в своей качественной определенности. Основными логическими приемами образования понятий являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Всякое понятие можно охарактеризовать с точки зрения его содержания и объема. Объем понятия – это совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии. Например, понятие «студент» включает в себя всех студентов, которые были, есть и будут. Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, которые мыслятся в данном понятии. Например, в содержание понятия «студент» входит свойство быть учащимся высшего учебного заведения. Содержание понятия «квадрат» заключает в себя признаки: «быть четырехугольником», иметь «равные стороны» и «равные углы».

Содержание и объем связаны между собой на основе формально-логического принципа обратного отношения: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот. Например, если к содержанию понятия «литература» добавить признак «художественная», мы уменьшим объем этого понятия, поскольку исключим из него научную, научно-популярную литературу, но увеличим его содержание дополнительным признаком «художественная».

Переход от понятия большей степени общности к понятию меньшей степени общности называется ограничением . При этой операции увеличивается содержание, но уменьшается объем. Например, «право – уголовное право». Переход от понятия меньшей степени общности к понятию большей степени общности называется обобщением , то есть мы увеличивает объем, но уменьшаем содержание. Например, «гражданское право – право».

Логика оперирует также понятиями “класс” (“множество”), “подкласс” (“подмножество”) и “элемент класса”.

Классом, или множеством называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки.Таков, например, класс студентов, высших учебных заведений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Множество может отражаться не в одном, а в нескольких понятиях. Например, множество спортсменов и множество студентов можно объединить в одно множество: студенты и спортсмены. Данное множество отражено в двух понятиях.

Класс может включать в себя подкласс. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов.

Классы состоят из множества этого класса. Элемент класса - это предмет, входящий в этот класс. Так, элементами множества учебных заведений будут школы, институты, техникумы и т. д.

Виды понятий

По объему понятия подразделяются на общие, единичные и пустые . Пустые понятия не обозначают ни одного предмета. Примерами пустого понятия являются «кентавр», «время года между декабрем и январем». Единичные понятия обозначают только один предмет: например, «планета Земля». Общие понятия обозначают более одного предмета, Таковыми являются, например, понятия «студент», «педагог», «человек», «стол». Общие понятия бывают регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующие понятия имеют конечный объем предметов, входящих в данное понятие. Нерегистрирующие не имеют конечного объема. Общие и единичные понятия бывают собирательные и несобирательные (разделительные) Собирательные - те, в которых однородные предметы мыслятся как одно целое. Например, «коллектив» - собирательное общее понятие, «созвездие Малой Медведицы» - собирательное единичное понятие. Несобирательные (разделительные) понятия относятся к каждому предмету, которое мыслится в данном понятии: «рука», «лампочка», «птица». Таким образом, если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому объекту в отдельности, то таковы употребление понятия будет собирательным.Например: “студенты нашего института изучают логику”, понятие “студенты нашего института” употребляем в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту. В высказывании “студенты нашего института провели теоретическую конференцию”, здесь понятие “студенты нашего института” употребляется в собирательном смысле. Слово “каждый” к данному суждению неприложимо.

По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные. Конкретные понятия обозначают отдельный предмет, вещь или лицо. Например, «дом»», «дерево», «здание». Абстрактные понятия обозначают свойство или отношение между предметами. Примерами абстрактных понятий являются «справедливость», «истина», «добро». Противопоставление абстрактных понятий конкретным необходимо для предупреждения одной из достаточно распространенных ошибок, называемых «ошибкой гипостазирования», то есть отыскание в реальном мире вещи, которая соответствует абстрактному понятию. Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от самого предмета и отдельно от предмета не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета от самого предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так понятие “смелость” отражает признак, не существующий сам по себе, в отрыве от лиц, обладающих этим признаком. Это абстрактное понятие.

Относительными называются понятия, которые предполагают существование другого предмета: «северный полюс – южный полюя», «отец – сын». В безотносительных понятиях мыслятся предметы, существующие сами по себе, вне зависимости от других предметов: «дом», «город», «деревня». Положительные понятия говорят о наличии какого-либо признака предмета. Отрицательные – об отсутствии данного признака. Например, положительными понятиями являются понятия «прекрасный человек», «возвышенное чувство», а отрицательными – «несправедливость», «нерасторопность». Отрицательные понятия в русском языке выражаются чаще всего частицами «не», «бес», «без», но не всегда. Например, понятия «неряха», «ненастье» являются положительными. В иностранных словах, преимущественно греческого происхождения, отрицательные понятия выражаются отрицательной приставкой “а “аморальный”, “асимметрия” и т. д

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (“преступление” - общее, конкретное; “преступность” - общее, абстрактное).

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию “дом”, нужно указать, что это понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, выработать более точное употребление выражающих их слов.

Отношения между понятиями

Понятия находятся в определенных отношениях друг с другом. Отношения между объемами понятий изображаются на кругах Эйлера. Прежде всего понятия делятся на сравниваемые и несравниваемые. Сравниваемые понятия имеют общие признаки, что дает возможность их сопоставлять. Несравниваемые не имеют таких признаков, поэтому их сопоставление не имеет смысла. Примером последнего могут служить понятия « депутат» и «камень».

Сравниваемые понятия бывают совместимые и несовместимые. Совместимые – это те, объемы которых полностью или частично совпадают. Несовместимые – объемы не совпадают. Совместимые понятия бывают равнозначными, пересекающимися, подчиненными. Понятия, где полностью совпадают объемы, но не содержание, называются равнозначными . Например, «внук» и «правнук», они не совпадают по содержанию, но являются равнозначными по объему, поскольку каждый внук является правнуком, а каждый правнук – внуком. Равнозначность изображается одним кругом:

1. Внук 2. Правнук

Пересекающиеся понятия – это понятия, объемы которых частично совпадают. Например: «студент» и «музыкант», так как некоторые студенты являются музыкантами, а некоторые музыканты – студентами. На кругах этот вид отношений изображается в виде двух пересекающихся кругов (если соотносятся два понятия), где пересекающаяся часть символизирует совпадение объема.

1. Студент. 2. Музыкант.


В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых входит в объем другого. Понятие с большим объемом называется подчиняющим. Понятие с меньшим объемом – подчиненным. Например, понятия «мужчина» и «отец». «Мужчина» является подчиняющим понятием, а «отец» – подчиненным. Поскольку все отцы являются мужчинами, но не все мужчины являются отцами. На кругах это изображается в виде двух кругов, один из которых входит в другой круг.

1. Мужчина. 2. Отец.


Несовместимые понятия существуют трех видов. Соподчинение – это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому родовому понятию. Например, «право», «гражданское право», «уголовное право». На кругах они изображаются отдельными непересекающимися кругами внутри одного, более обширного круга, которым изображается родовое понятие.

1. Право 2. Гражданское право 3. Уголовное право


Противоположные понятия: объемы исключают друг друга, не составляя в сумме всего объема родового понятия. Противоположными понятиями являются понятия «любовь» и «ненависть», «прекрасное» и «безобразное».

1. Ненависть 2. Любовь


Противоречащие понятия – объемы исключают друг друга, а вместе они составляют объем родового понятия. Например, понятия «любовь» и «нелюбовь». Эти понятия исчерпывают объем родового понятия – чувство.

1. Любовь 2. Нелюбовь


Круговые схемы могут быть использованы для одновременного представления объемных отношений многих понятий. Например, понятия «женщина», «женщина, имеющая детей», «женщина, не имеющая детей», «мать» изображаются одним кругом, обозначающим понятие «женщина», одна часть круга составляет понятие «женщина, не имеющая детей», другая часть круга означает два равнозначных понятия «женщина, имеющая детей» и «мать».

1. Женщина 2. Женщина, имеющая детей

3. Женщина, не имеющая детей 4. Мать


Определение понятий

Определением, или дефиницией называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Виды определения. Различают номинальные и реальные определения.

Номинальным называется определение, посредствам которого взамен описания какого - либо предмета вводится новый термин, объясняется значение термина, его происхождение и т. п. Например: “Область науки, связанная с полетами в космос, называется космонавтикой”; “Термин “юридический” означает относящийся к правоведению, правовой”. Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета. Например: “Улика - доказательство виновности обвиняемого в совершении преступления”.

Различают также явные и неявные определения. К явным относят определения, содержащие прямое указание на присущие предмету существенные признаки. Они состоят из двух четко выраженных понятий: определяемого и определяющего. Неявными называются определения, в которых содержание определяемого понятия раскрывается в некотором контексте.

Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие.

Определение через род и видовое отличие. Генетическое определение . Логическая операция определения включает в себя два последовательных этапа.

Первый этап - подведение определяемого под более широкое по объему родовое понятие. Родовое понятие содержит в себе часть признаков определяемого понятия; кроме того, оно указывает круг предметов, в который входит определяемый предмет. Например, для понятия “логика” родовым понятием будет “философская наука”.

Обычно указывают на ближайший род, который по сравнению с более отдаленным родом содержит больше признаков, общих с признаками определяемого понятия. Подводя, например, понятие “получение взятки” под понятие преступление или “деяние” мы осложним нашу задачу. Учитывая данное обстоятельство, этот вид определения иногда называют определением через ближайший род и видовое отличие.

Но подвести определяемое понятие под родовое - это еще не значит определить его. Нужно указать признак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Эта операция осуществляется на втором этапе, который состоит в указании отличительного признака определяемого предмета. Таким признаком будет видовое отличие. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род. Так для логики видовым отличием будет признак, указывающий на предмет этой науки - формы, в которых протекает человеческое мышление, и законы, которым оно подчиняется. Этот признак раскрывает сущность логики и отличает ее от других наук: политэкономии, теории государства, криминалистики и т. д.

Таким образом, чтобы определить какое либо понятие, необходимо, во-первых, найти род, т. е. произвести операцию обобщения, и, во-вторых, указать видовое отличие, т. е. признак, отличающий данное понятие от других понятий, входящих в данный род. Определение через род и видовое понятие выражается формулой А=Вс, где А - определяемое понятие, Вс - определяющее, с - видовое отличие.

Нужно, однако, иметь в виду, что при указании видового отличия не всегда можно ограничится одним признаком. Например, в уголовном праве банда характеризуется совокупностью трех признаков: 1) объединение двух или более лиц, 2) наличие оружия хотя бы у одного из них, 3) сплоченность группы, устойчивость преступных связей ее участников.

Определение через род и видовое отличие - наиболее распространенный вид определения, широко применяемый во всех науках, в том числе и правовых. Так, в теории государства и права дается следующее определение республики: республика - форма правления (род), при которой высшая государственная власть предоставлена выборному органу, избираемому на определенный срок (видовое отличие). В гражданском процессе решение определяется как процессуальный документ (род), выносимый судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по существу (видовое отличие).

Генетическим - называется определение, указывающее на происхождение предмета, на способ его образования. Например: “Шар есть тело, образованное вращением круга вокруг одного из своих диаметров.

Раскрывая способ образования предмета, его происхождение, генетическое происхождение играет важную познавательную роль, широко используется в ряде наук. Являясь разновидностью, определения через род и видовое отличие, оно имеет ту же логическую структуру и подчиняется тем же правилам.

Правила определения . Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему построению, форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойством определяемого предмета, то правильность определения зависит от его структуры, которая регулируется рядом логических правил.

1. Определение должно быть соразмерным .

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества (А=Вс). Например, определение “Рецидивист - лицо, совершившее преступление после осуждения за ранее совершенное преступление” является соразмерным. Если же “рецидивист” определяется как лицо, совершившее преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия (“лицо, совершившее преступление”) шире объема определяемого понятия (“рецидивист”).

Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения

Ошибка будет иметь место в том случае, если определяющее понятие окажется по своему объему уже определяемого понятия. Такая ошибка будет допущена, если, например потерпевшего определить как лицо, которому преступлением причинен физический вред. В этом примере определяющее понятие не охватывает признаков потерпевшего, которому может быть причинен не только физический, но также моральный и имущественный вред. Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А>Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга .

Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось - как прямая, вокруг которой происходит вращение.

Разновидностью круга в определении является тавтологи я - ошибочное определение, в котором определяющее понятие определяет определяемое. Например, идеалист - человек идеалистических убеждений. Такие ошибочные определения называют “то же через то же самое”.

Подобные понятия не раскрывают содержание понятие. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что человек идеалистических убеждений, ничего ни прибавит к нашим знаниям.

Тавтология отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Определяющее понятие является простым повторением определяемого.

3. Определение должно быть ясным .

Определение должно указывать известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого не известны, и оно само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемойопределением неизвестного через неизвестное или определением х через у . Например, Гегель определяет государство следующим образом. “Государство есть политическое проявление мирового духа”. Однако, определение государства при помощи мистического понятия “мировой дух”, которое соответствует пустому классу, не может быть ясным.

Правило ясности определения требует, чтобы определения не подменялись метафорами, сравнениями и т. д., которые хотя и имеют важное значение для характеристики предмета, однако определениями не являются.

4. Определение не должно быть отрицательным.

Видовое отличие должно указывать признак, принадлежащий предмету, а не отсутствующий у него. Правда, это правило имеет исключения. Существуют определения, видовым отличием которых является отрицательный признак: безбожник - человек, не признающий существование бога; неповиновение - воинское преступление, состоящее в умышленном неисполнении приказа начальника. Отрицательные понятия широко применяются в математике. А это значит, что данное требование не является строгим логическим правилом, обязательным при определении любого понятия.

Неявные определения. Приемы, заменяющие определение.

При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода, единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение.

К неявным определениям относится определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. Этот прием широко используется при определении философских категорий. Например, “Свобода есть познанная необходимость” и т. п.

К приемам, заменяющим определение, относятся; описание, характеристика, сравнение, различение, остенсивное определение.

Задачаописания состоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета, причем перечисляются, как правило, внешние признаки.

Характеристика состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, предметы и т. д.)

Приемом, заменяющим определение, является также сравнение , при помощи которого один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.

С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют “особые приметы”: монограмма или гравировка на часах и т. д.

В ряде случаев широко используются остенсивные определения. Остенсивным называется определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемым этим термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию.

Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: цвета, запаха и т. д.

Определение не может дать исчерпывающего знания о предмете. Раскрывая содержание понятия, определение указывает общие, существенные признаки отражаемого в нем предмета, абстрагируясь от всех других его признаков. Однако, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

Деление понятий

Делением называется логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

В операции деления следует различать делимое понятие , т.е. объем понятия, который требуется раскрыть, члены деления , т.е. соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой результат деления), и основание деления - признак, по которому производится деление. Сущность деления состоит в том, что предметы, входящие в объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое понятие рассматривается при этом как родовое, и его объем разделяется на соподчиненные виды. Так, понятие «литература» является родом, а члены деления «научная литература», «художественная литература», «научно-популярная литература» и т.д.

Деление понятий не нужно смешивать с мысленным расчленением целого на части. Его члены деления представляют собой самостоятельные виды, то при расчленении выделяются отдельные части предмета, из которых он состоит.

Но части целого не являются видами, которые образуются в результате операции деления понятия. Если бы потребовалось произвести деление понятия “самолет”, следовало указать виды самолетов по какому-либо признаку, например по типу двигателя.

Различают следующие виды деления: деление по видоизменению признака и дихотомическое деление, которое нередко рассматривают как его подвид.

Деление по видоизменению признака . Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового понятия). Например, общественно-экономическая формация в зависимости от способа производства делится на соподчиненные виды: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и т. д.; право по форме своего выражения - на правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт. В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Можно делить государства по их историческому типу, по формам правления, по формам государственного устройства; население какой-либо страны - по его принадлежностям к общественным классам, национальности, образованию и т. д.

Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию должны предъявляться известные требования, важнейшее из которых - объективность основания. Не следует, например, делить науки на легкие и трудные, книги на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одни и те же науки могут быть легкими для одних людей и трудными для других.

Правила деления . В процессе деления понятия необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Деление должно быть соразмерным .

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Это правило требует, чтобы ни один из членов деления не был пропущен. Если, например, при делении общественно-экономических формаций будут указаны только рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации, то правило деления соразмерности бедует нарушено, так как член деления (первобытнообщинный) не указан.

Такое деление называетсянеполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если мы укажем лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при делении понятия “наказание”, кроме всех видов, указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами .

2. Деление должно производиться только по одному основанию .

На протяжении всего деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.

3. Члены деления должны исключать друг друга .

Это правило вытекает из предыдущего. При смешении оснований члены деления - видовые понятия - будут находиться в отношении частичного совпадения,. Такой результат получим при делении преступлений на умышленные, воинские и неосторожные. Если же деление производится по одному основанию, то члены деления будут исключать друг друга, каждый предмет, охватываемый делимым понятием, войдет в результате деления только в один из соподчиненных видов.

4. Деление должно быть непрерывным .

Это значит, что в процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «литература» можно разделить на художественную, научную, научно-популярную и т.п. Каждый из этих видов может быть разделен, в свою очередь, на подвиды. Но нельзя переходить от деления на виды к делению на подвиды. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении .

Дихотомическое деление (дихотомия). Представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Дихотомическое деление применяется в различных науках. Например, рефлексы делят на условные и безусловные; войны - на справедливые и несправедливые.

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующую нас в каком-либо отношении. По сравнению с делением по видоизменению признака дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все другие виды. Членами деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия у предмета некоторого признака. Члены дихотомического деления всегда друг друга; любой предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий, которые не могут быть перекрещивающимися.

Классификация. это многоступенчатое, разветвленное деление, представляет собой распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация наших знаний, поэтому от обычного деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на новые классы, закрепляясь обычно в таблицах, схемах и т. п.

Знание этой операции помогает правильно распределить предметы по группам, изучить их, а, следовательно, познать весь класс в целом. Знание видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике; планирование расследование преступлений, составление схем в процессе планирование, классификация следственных версий и ряд других следственных действий имеют своей основной логическую операцию деления понятий. Бывают классификации естественные, делающиеся на основе существенного признака, и искусственные (на основе любого несущественного признака). Примером естественной классификации рассматривается периодическая система Д. Менделеева. Примером искусственной – каталоги в библиотеке.

Вопрос о видах понятий - это прежде всего вопрос о различных способах мысленного выделения и обобщения предметов в процессе познания. Знание видов понятий важно прежде всего с гносеологической точки зрения, для понимания процесса познания. Но оно имеет и немалую практическую значимость. А именно, оно важно для понимания смыслов тех или иных утверждений, а также для обеспечения точности выражения мыслей. Таким образом, это знание является существенным моментом логической культуры мышления.

Различение видов понятий осуществляется с разных точек зрения главным образом по трем основаниям:

  • 1) по некоторым характеристикам объемов понятий;
  • 2) по характеру признаков, составляющих видовое отличие мыслимых предметов в понятии, точнее говоря, по характеру предиката, выражающего это видовое отличие, то есть предиката А(х) в понятии хА(х);
  • 3) по характеру предметов, обобщаемых в понятии.
  • 1. Среди всех возможных понятий обычно особо выделяют пустые и непустые, а среди непустых - единичные и общие. Пустые понятия имеют в качестве объема пустой класс. Полезно различать понятия логически и фактически пустые. Понятие хА(х) является логически пустым, если А(х) есть логически противоречивая характеристика предметов (х). Понятие хА(х) фактически пусто, если фактически не существует предметов х с данной характеристикой А(х). Таково, например, понятие «ворон белого цвета».

Возможность появления пустых понятий объясняется тем, что в научном мышлении понятия возникают не только о тех предметах, которые имеются налицо. На основе познанных процессов, законов часто возникают предположения о существовании или возможности появления тех или иных явлений с заранее определенными признаками. Здесь новые понятия возникают на основе других понятий и знаний как проявления активного и творческого характера мышления. Естественно, что в таких случаях могут возникать понятия, которым, как оказывается затем, ничего не соответствует в действительности. Но в некоторых случаях наука сознательно использует пустые понятия, хотя бы для формулировок об утверждении о несуществовании соответствующих предметов и явлений и даже иногда для формулировки некоторых законов.

Единичным является понятие, объем которого есть единичный класс, а общие понятия имеют в качестве объема класс, состоящий более чем из одного предмета.

Единичное понятие по сути своей представляет собой, как и всякое другое, некое обобщение и этим отличается от имени отдельного предмета.

В некоторых случаях возникают трудности при попытке решишь вопрос, является ли некоторое понятие общим или единичным в силу характера мыслимых в понятии предметов. Едва ли могут возникнуть сомнения насчет того, являются ли общими такие, например, понятия, как «человек», «растение», «город», «страна». Но уже не так легко определить, к какому классу относятся понятия «вода», «водород» и т.п., вообще понятия, в которых обобщаются газообразные, жидкие или сыпучие вещества, то есть объекты, трудно поддающиеся индивидуализации. Аналогичные трудности возникают с понятиями «любовь», «бытие» и т.п. (так называемые абстрактные понятия).

Полезно использовать в таких случаях следующий критерий: понятие является общим, если в пределах его объема могут быть выделены некоторые виды предметов. Так в объеме понятия «любовь» можно выделить: «страстная» и «спокойная», «вечная» и «непостоянная», «бескорыстная» и «по расчету».

Еще более просто решить указанный вопрос, когда возможна индивидуализация мыслимых в понятии объектов. Так, пользуясь понятиями «талант» или «белизна», можно выделить индивидуальные случаи: «талант Пушкина», «талант Толстого», «белизна снега», «белизна мела». Однако в данном случае речь идет о повседневном употреблении соответствующих терминов.

Среди общих понятий особое место занимают так называемые универсальные понятия. Универсальными являются понятия вида хА(х) объем которых совпадает с областью значений х, то есть с родом этого понятия. Это совпадение обусловлено тем, что предикат А(х) не содержит никакой информации относительно предметов рода и, значит, ничего не выделяет в этом роде. Аналогично тому, как среди пустых понятий различают логически и фактически пустые понятия, также различают и логически и фактически универсальные понятия.

Понятие фактически универсально, если предикат, составляющий его видовое отличие, не выражает никакой информации относительно предметов рода данного понятия и при этом именно в силу значений составляющий его дескриптивных терминов. Обычно это подразумевает наличие закона науки, указывающего на то, что все предметы рода обладают этим признаком.

Различие внутри универсальных и пустых понятий связано с различием логических и фактических с одержаний и соответственно объемов понятий.

2. По характеру признаков выделяют обычно положительные и отрицательные, относительные и безотносительные понятия.

Понятие хА(х) положительно, если А(х) выражает наличие у предметов х какого - либо свойства или отношения и отрицательно, если признак А(х) указывает на отсутствие какого - либо свойства или отношения. Пользуясь данными выше определениями положительного и отрицательного признаков, можно сказать, что понятие является положительным или отрицательным в зависимости от того, положительным или отрицательным является признак А(х).

Понятие хА(х) положительно, если А(х) выражает наличие у предметов х каких - то свойств или отношений. Положительными являются, например, понятия «европейское государство», «столичный город», «родственники». Примеры отрицательных понятий - «человек, не знающий логики», «пересекающиеся прямые», «нечестный и безнравственный человек».

Безотносительным или относительным понятие является в зависимости от того, представляет ли его видовое отличие атрибутивное или реляционное свойство. Безотносительными являются, например, понятия: «кристаллическое вещество», «преступное действие», «общественный прогресс». Относительными будут: «отец Сократа», столица Франции». Можно выделить три основных вида относительных понятий по их знаковым формам:

  • 1. хR(х, а).
  • 2. х R(х, у).
  • 3. х R(х, у).

Первые два из только что приведенных примеров относительных понятий относятся к виду 1. Третий - к виду 2. Понятиями, относящимися к виду 3, будут «студент, сдавший все экзамены сессии», «человек, не знающий ни одного иностранного языка».

По характеру обобщаемых в понятии объектов следует различать прежде всего понятия, в которых обобщаются отдельные предметы того или иного типа (вида ХА(Х)) и системы объектов.

Дальнейшее подразделение относится к понятиям вида ХА (Х), то есть к понятиям, в которых обобщаются отдельные предметы. При этом различаются понятия конкретные и абстрактные, с одной стороны, собирательные и несобирательные - с другой. Первое из указанных делений связано с различением конкретных и абстрактных объектов.

Как уже известно, конкретными объектами называют вещи, ситуации и процессы реальной действительности, а также результаты той или иной идеализации таких предметов.

Абстрактные объекты - суть создания мысли, идеальные предметы. Каковы те или иные характеристики конкретных предметов *свойства их, предметно - функциональные характеристики или отношения между ними), отвлеченные от соответствующих предметов и ставшие самостоятельными объектами мысли. Так возникают «числа», «фигуры», «движение». К множеству объектов этого типа можно, очевидно, также отнести параллели, меридианы, векторы и т.п.

Конкретным, является понятие, элементы объема которого - конкретные объекты. Таковы понятия, составляющие смысл выражений «человек», «социалистическая революция», «растение» и т.п. Абстрактные понятия в качестве элементов объема имеют абстрактные объекты. Таковы понятия: «число», «геометрическая фигура», «арифметическая функция» и т.п.

В логической литературе определения конкретных и абстрактных понятий не вполне совпадают с данными здесь их характеристиками. Обычно говорят, что элементами конкретных понятий являются предметы, представляющие собой - с логической точки зрения - некоторые системы признаков, то есть некоторые конкретные предметы, а элементами объема абстрактных понятий являются отдельные характеристики (стороны, свойства) конкретных предметов. Понятие «геометрическая фигура» относится в таком случае к числу конкретных понятий, а абстрактными будут: «площадь геометрической фигуры», «замкнутость геометрической фигуры» и т.п.

Однако это различение весьма неопределенно, поскольку и отдельные свойства, и отношения предметов в свою очередь представляют собой какую - то систему свойств (более высокого порядка) и поэтому подходят под определение конкретных объектов. Впрочем, и та граница, которая подразумевается в различении, проведенном нами первоначально, тоже не является вполне четкой. Как известно, не строгих граней даже между более простыми предметами и явлениями действительности, и почти любое различение видов тех или иных предметов в той или иной степени условно и неопределенно.

Понятие свойства (как и отношения) возникает в результате двойного абстрагирования. С одной стороны, происходит отвлечение некоторого свойства от предметов - изоляция его от предметов и превращение в самостоятельный предмет (изолирующее абстрагирование); с другой стороны, осуществляется обобщение этого свойства путем выделения общих основных свойств этих свойств и отвлечение от остальных (обобщающе - различающее абстрагирование).

Существуют неясности, связанные с абстрактными понятиями. Например, бывают они общими или только единичными, как считают многие авторы учебников по логике? Имеет ли смысл их деление на относительные и безотносительные?

Ясно, что среди абстрактных понятий имеются как общие, так и единичные. Независимость государства имеет виды: политическая независимость, экономическая независимость и т.д. Это означает, что понятие является общим. Далее, если иметь в виду абстрактные понятия, в которых мыслятся свойства, отношения и тому подобные характеристики конкретных предметов, то все они, очевидно, являются относительными, поскольку для содержания каждого такого понятия обязательными являются указания на принадлежность мыслимой характеристики тому или иному отдельному предмету или каким - то из предметов некоторого класса. Например, «независимость Украины», «независимость (некоторого, какого - либо) государства».

Значительная доля условности имеется и в делении понятий на собирательные и несобирательные. Несобирательными называются понятия, предметы которых представляют собой нечто целое, хотя и состоящее возможно из каких - то различных частей, но мыслимое как нерасчлененное целое. Например, «физическое тело», «человек», «растение». Конечно, каждое тело является, как известно, совокупностью молекул и других частиц, но в несобирательном понятии мы отвлекаемся от его структуры и вообще от того, что оно представляет собой какую - то структуру. Предметы, обобщаемые в собирательных понятиях, то есть элементы объема такого понятия, это некоторая совокупность (возможно, даже отдельно существующих предметов) или система предметов, мыслимая как целое. Например, «производственная бригада», «народ», «флот» и т.п. Объем понятия «производственная бригада» есть совокупность всех возможных производственных бригад (таким образом, понятие является общим), и содержание понятия «совокупность людей, соответствующим образом организованных для выполнения определенных производственных задач» относится к каждой из них, но, конечно, не к отдельным членам бригады. Очевидно, что собирательное понятие может быть и единичным, например, «студенческий коллектив МГУ», «созвездие Большой Медведицы» и др.

Отдельные предметы, составляющие совокупности, мыслимые в собирательном понятии, вообще говоря, существуют или могут существовать отдельно или самостоятельно. Но в некоторых отношениях их совокупность выступает одно целое (например, перед всеми людьми, составляющими производственный коллектив, стоят некоторые общие задачи, и все они в совокупности несут ответственность за их выполнение и т.д.) Это обуславливает возможность и необходимость в некоторых случаях мыслить совокупность как один предмет. Иногда говорят, что собирательные понятия могут употребляться в разделительном смысле. Так, как будто, употребляется собирательное понятие «данный коллектив» в суждении: «Все члены данного коллектива справились со своим заданием».

Однако точнее сказать, что в данном суждении сам предмет (данный коллектив), а не понятие берется разделительно, хотя бы потому, что члены коллектива являются частями коллектива, но не являются ни частями, ни элементами объема понятия «данный коллектив». Понятие «данный коллектив» - в своем обычном собирательном смысле - здесь используется для образования нового (общего) понятия «член данного коллектива». Это - общее, несобирательное, относительное понятие, в котором мыслится отношение людей к определенному предмету, именно к данному коллективу.

Другой вид так же общего и относительного понятия, представляющий собой обобщение только что рассмотренного, представляет понятие «член коллектива» (член какого - нибудь коллектива).

К числу приведенных - обычно рассматриваемых делений в учебной литературе - полезно добавить деление понятий на эмпирические и теоретические. В эмпирических понятиях основное содержание составляют признаки, доступные наблюдению, например, «жидкость, не имеющая цвета, запаха и вкуса» (вода - в обычном смысле). В теоретических понятиях наличие этих признаков у предметов устанавливается посредством некоторого теоретического анализа. Например, «химически сложное вещество, молекулы которого состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода» (вода - как особое химическое вещество).

В многообразии видов понятий выражается активный и сложный характер отражения мира в мышлении, соответствующей сложности и многосторонности познаваемой нами деятельности. Предметами понятий могут быть отдельные предметы и их характеристики. Предметы - и даже одни и те же - могут обобщаться по различным их сторонам, по наличию и отсутствию свойств, качеств, отношений, по собственным характеристикам предмета и по отношению его к другим предметам и т.д.

Совокупности взаимосвязанных предметов могут мыслиться разрозненно и, наоборот, возможно мысленное объединение в некоторый агрегат предметов, существующих раздельно, и т.п. знание этих способов позволяет овладеть, понятием как одной из форм мышления. Это важно также и для того, чтобы умело пользоваться имеющимися в нашем распоряжении понятиями в процессе рассуждения.

Общие, единичные, пустые понятия. Объемы понятий могут быть разными. Прежде всего, нельзя путать понятия общие и единичные; их различие в логических свойствах не допускает одинакового обращения с ними при выполнении операций. В целом ряде случаев для них действуют разные правила. Общие понятия охватывают много предметов. Причем "много", как и множественное число в грамматике, начинается с двух. Иными словами, даже если в объеме только два явления или две вещи, то этого достаточно, чтобы охватывающее их понятие считать общим. Так, "полюс Земли" представляет собой общее понятие, хотя полюсов всего два - северный и южный. Тем более общими являются понятия "книга", "ракета", "морское млекопитающее" - в объеме каждого из них далеко не один предмет. Самая примечательная черта этих понятий состоит в следующем: то, что сказывается об общем, то одновременно может сказываться о каждом элементе из объема. Прежде всего, для науки важны общие понятия; все научные основоположения формулируются с их помощью. Единичные понятия, в отличие от общих, охватывают только один предмет. Таковы "Атлантический океан", "атомный ледокол "Ленин", "Эйфелева башня", "Царь-пушка". В логике рассматриваются также пустые понятия. Они имеют нулевой объем: "вечный двигатель", "Баба-Яга", "четыре, умноженное на сонату Бетховена", "повышение продуктивности сельского хозяйства в России в результате фермеризации".

Взаимоотношение понятий по объему удобно отображать графически. Для этого разработано несколько способов. Наиболее употребительный - круги Эйлера (рис. 1). Возьмем такую совокупность понятий: 1)"дорога", 2)"мост", 3) "железнодорожный путь", 4)"шпала", 5)"рельс", 6)"узкоколейка", 7)"виадук". Их изображение кругами представлено на рисунке. Железнодорожный путь (понятие 3) является разновидностью дороги (понятие 1) и поэтому весь объем понятия 3 полностью входит в объем понятия 1; в свою очередь узкоколейка (понятие 6) - разновидность железной дороги, значит, понятие 6 полностью входит в понятие 3. Остальные из упомянутых предметов представляют собой конструктивные элементы дорог, их составные части, но не могут рассматриваться как их разновидности. Все они находятся вне кругов 1, 3, 6. Но виадук, как известно, относится к мостовым сооружениям. Это значит то, что входит в понятие виадука, является одновременно и мостом, поэтому круг для "виадука" полностью помещается внутри круга для "моста". Можно сказать и так: совокупность понятий 1-3-6 и понятий 2-7 образуют две линии ограничения.

Собирательные и разделительные понятия. Собирательные понятия в отличие от разделительных характеризуют совокупности предметов и вещей со стороны преобладающих в них свойств. Такие свойства, являясь типичными для всего множества, не являются, однако обязательными для каждого предмета в отдельности. Так, называя рощу березовой, мы вовсе не предполагаем, что каждое дерево в ней - береза и никаких иных деревьев там нет. Собирательные понятия потому и надо отличать от обычных разделительных, что с собирательными понятиями невозможно совершать логические операции, так как общие высказывания о них не позволяют делать выводы о каждом из отдельных предметов, входящих в их объем. Если нам, к примеру, говорят: избиратели проголосовали за такого-то кандидата в депутаты, то само собой ясно, что отсюда нельзя делать вывод, будто за него голосовали все. Стало быть, здесь слово "избиратели" употреблено в собирательном смысле. В другом случае то же самое слово может иметь разделительный смысл, скажем, в высказывании: "Избиратели - граждане совершеннолетнего возраста". В обыденной речи и в художественной литературе могут не обращать внимание на отмеченную разницу в смысле понятий. Для логики же она существенно важна. Только у разделительных понятий то, что говорится об общем, относится к каждому в отдельности. Приложение же логических законов к разделительным понятиям и осуществление логических преобразований над ними имеют значительные ограничения.

Соотносительные и несоотносительные понятия. Существует целая группа примечательных в теоретическом отношении явлений и предметов, а также обозначающих их понятий, которые мыслятся только парами; на их логическое своеобразие в свое время указал немецкий философ Гегель. Причина - следствие, учитель - ученик, раб - господин, восход - закат. Одно не бывает без другого. Учитель, у которого нет и не было учеников, никак не может считаться учителем; равным образом и учеников без учителя не бывает. Так же нерасторжимо связаны и другие пары. Конечно, можно отвлечься от того, что у причины есть следствия, но тогда она не причина, а просто событие. И отец может, разумеется, существовать и вне соотношения с сыном, но тогда он не отец, а мужчина вообще. Большинство понятий являются несоотносительными; для раскрытия их содержания не требуется привлекать какие-то сопряженные с ними, в некотором смысле противоположные им понятия.

Философия может указать немало трудных проблем, связанных с соотносительностью. Например, добро и зло - можно ли их считать соотносительными или нет? Есть много оснований считать, что добро осуществляется как преодоление зла, и если бы не было второго, то и первое не имело бы смысла, во всяком случае, мы бы просто перестали его замечать. Однако, если мы с этим согласимся, то трудно будет отделаться от циничного оправдания всякого рода злодейства, каковое в таком случае становится необходимым условием проявления доброты. Ведь эдак можно договориться до того, что фашизм, начав войну на порабощение всего мира, доставил тем самым нашему народу повод прославиться на веки вечные в качестве спасителя цивилизации.

Как в действительности связаны названные понятия, является вопросом, решение которого не может быть получено в логике. Здесь просто указывается на наличие проблемы.

Абстрактные и конкретные понятия. Всякое понятие, строго говоря, обязательно является абстрактным в том смысле, что оно оставляет в себе только наиболее важные с какой-либо точки зрения признаки и отбрасывает все остальные (абстрагируется от них). Однако собственно абстрактными принято называть такие понятия, в содержание которых входит какое-нибудь свойство или действие, - белизна, возбудимость, демократичность, светимость. Выпадают из рассмотрения в этом случае сами вещи, являющиеся возможными носителями данных свойств (абстрагируются, следовательно, от самих предметов). Такие понятия противопоставляются конкретным, которые, наоборот, отображают предметы и явления сами по себе. "Стол", "небо", "экватор", очевидно, относятся к понятиям конкретным, в то время как "храбрость", "стоимость", "доступность", "новизна" - к абстрактным.

Иногда не так просто отнести то или иное понятие к первой или второй разновидности. Больше всего это характерно для философских понятий, скажем, таких как: "бесконечность", "случайность", "свобода". Представляет ли собой то, что образует их содержание, какое-то самостоятельное образование или же каждое из них есть всего лишь состояние либо характеристика состояния, например человека, материального мира и т.п.? Однозначный ответ на такой вопрос трудно дать. В целом ряде случаев поэтому, относя то или иное понятие к разряду абстрактных или конкретных, надо пояснять, по какой причине выбирается именно данный вариант.

Регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Разделение понятий на эти два вида вызвано развитием математической логики и компьютеризацией. Здесь речь идет о возможности хотя бы в принципе пересчитать предметы, входящие в объем соответствующего понятия. В зависимости от этого меняются свойства программ и алгоритмов, с помощью которых эти объемы обрабатываются. Если охваченные понятием предметы можно пересчитать или хотя бы указать способ их пересчета, то понятие является регистрирующим. Если же пересчет невозможен, то тогда оно нерегистрирующее. В одних случаях разделение на эти разновидности очевидно: "звезда", "осенний желтый лист", "книга", "война" относятся к нерегистрирующим понятиям, "персонаж рассказа Чехова "Злоумышленник", "сыновья Владимира Мономаха", "герой Советского Союза", "здание на Крещатике в Киеве" - к регистрирующим. В других случаях определить данную характеристику понятия труднее. Что, например, входит в объем понятия "закат"? Учитывая, что Земля вращается непрерывно и поэтому в каждый момент где-нибудь можно видеть заход Солнца, мы не в состоянии даже указать, сколько закатов бывает за одни сутки. Но если отнести это понятие к какому-нибудь конкретному месту, то тогда за год их бывает 365, а общее число не превышает количество лет существования нашей планеты, умноженное на 365.

В общем и целом надо помнить, что отнесение понятий к тому или иному виду должно начинаться с определения его содержания. Пока оно не задано, говорить и тем более спорить о его характеристиках бессмысленно.

Слово «понятие» и слово «определение» — два термина, с которыми нам очень часто приходится сталкиваться в повседневной жизни. Мы постоянно оперируем ими в разговорной речи, зачастую не задумываясь о том, что они означают на самом деле.

Современные индивидуумы, в своём подавляющем большинстве, используют языковые категории на уровне интуиции, и практически никогда не пытаются досконально вникнуть в смысл того или иного значения. Вроде бы всё и так понятно. Но между тем, без этих двух слов (а точнее без этих двух базовых механизмов мышления, которые за ними скрыты) наш головной мозг никогда не смог бы составить правильную картину окружающего нас мира. Свойства предметов и явлений были бы не известны нам, а языковое общение многократно затрудненно, ибо мы во многих случаях просто не смогли бы понять друг друга. Итак, уважаемые читатели, давайте наконец рассмотрим…

Что собой представляет понятие

Понятие – это один из терминов, которыми оперирует диалектическая философия . Определений у этого слова великое множество. Многие знаменитые философы давали своё личное толкование данной категории. Среди них были Гегель, Ленин, Берков, Азаренко и многие другие. Ленин, например, называл понятие – высшим продуктом деятельности головного мозга человека, который, в свою очередь, является высшим проявлением живой материи. Чтобы быть более понятным читателю, мы приводим самое короткое определение термина «понятие», которое в наиболее лаконичной форме объясняет его суть.

Понятие – это одна из основных форм человеческого мышления, которая отражает в общих чертах суть явлений и предметов окружающего нас реального мира , выделяя среди них как общие, так и специфические признаки, и закрепляя полученный опыт в определениях (дефинициях).

Что собой представляет определение

Что же, в таком случае, представляет собой «определение»? Это другой философский термин, который характерен как для диалектической философии, так и для логики, в которой он имеет ещё одно название – дефиниция.

Определение (дефиниция) – это точное толкование какого-либо понятия , несущее в себе чёткий, фиксированный смысл.

Простые примеры, которые помогут вам лучше понять смысл и значение этих двух терминов

Итак, мы разобрались, что понятие – это общие признаки какого-либо предмета или явления (либо группы предметов или явлений), информацию о которых получил наш головной мозг, посредством органов чувств. Фактически, такая информация, прошедшая первичную обработку, представляет собой абстракцию, в которой отражены лишь общие признаки предметов. Таким образом, слова и словосочетания, которые мы используем в повседневной речи, являются не чем иным, как формой, благодаря которой мы можем выразить наши понятия.

Каждое понятие должно иметь определение . В противном случае оно рискует получить ярлык «неопределённое» и пополнить собой обширный словарь «пустых» афоризмов демагогии. Именно благодаря дефинициям (определениям) мы знаем точное значение того или иного словосочетания.

Именно благодаря дефинициям мы можем использовать синонимы. Именно благодаря дефинициям мы способны отличить омонимы в нашей речи. Ведь очень многие слова нашего языка, при одинаковом написании и произношении, имеют диаметрально противоположные значения (омонимы). И наоборот – многие составные части нашей речи имеют разное написание и произношение, но обозначают одно и то же (синонимы). Если бы не было дефиниций, то человечество перестало бы понимать друг друга. Именно благодаря определениям мы имеем детальное понятие о любом действии и процессе, происходящем в окружающей нас реальности.

Чтобы лучше усвоить полученные знания, давайте рассмотрим простые примеры понятий и определений, которые помогут нам лучше узнать различие этих терминов.

Пример первый

Слово «коса» имеет несколько значений. Это и морская отмель, и женская причёска, и сельскохозяйственный инструмент. В данном случае, «коса» — неопределённое понятие. Но если мы скажем – русая коса, то это уже будет определённое понятие. Если же мы скажем – русая коса Маргариты Поповой, то это уже будет определение. То есть речь здесь будет идти не о какой-то абстракции, а об определённом предмете, описание и свойства которого нам прекрасно известны (либо мы их можем узнать).

Пример второй

В качестве второго примера, который поможет нам отличить понятие от определения, подойдёт слово «элемент ». На данный момент оно так же является для нас неопределённым понятием. Мы не знаем точно, что собой представляет данный объект. Это может быть батарейка в пульте управления, одна из деталей металлоконструкции или социальная прослойка общества. Нашему головному мозгу нужно больше информации. При её получении оказывается, что это химический элемент. Теперь неопределённое понятие переходит в определённое. При более детальном изучении выясняется, что это плутоний. С этого момента определённое понятие становится определением (дефиницией). То есть абстракция превращается в конкретный предмет с точными, фиксированными свойствами.

Отличие понятия от определения

Для того чтобы лучше ориентироваться в данном вопросе мы приводим краткий список основных отличий категории «понятие» от категории «определение».

  • Понятие – представляет собой бесконечную ментальную абстракцию , куда может быть вписано неопределённое количество предметов или явлений. Определение – представляет собой фиксированное описание какого-либо одного конкретного предмета или явления.
  • категория абстрактного мышления , порождённая разумом. Определение – метод рационалистического познания, порождённый рассудком.
  • Понятие – не сковано в познании никакими условностями или ментальными границами, за которые нельзя выходить. Поэтому, в отличие от определения, находится значительно ближе к основной первопричине (Абсолюту).
  • В понятии уже содержится истина , в то время как определение – это процесс, направленный на выявление этой истины.

Надеемся, что статья, которую вы только что прочитали, помогла вам лучше узнать, что такое «понятие», и понять – что собой представляет «определение». В заключение хочется пожелать вам удачи в дальнейшем освоении сложных философских терминов, которые на поверку оказываются не такими уж и сложными. Главное – это проявить немного упорства и любознательности в освоении конкретного вопроса. Всего вам доброго.

Логика. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич

1.1. Что такое понятие?

1.1. Что такое понятие?

Первая и наиболее простая форма мышления – это понятие . В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления – суждение и умозаключение . Понятием называется форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Так, например, мы называем один предмет горой , другой – небесным телом , третий – растением ; одно свойство или признак мы называем мужеством , другой – хитростью и т. д. и т. п. Поэтому можно сказать, что понятия – это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».

Любое понятие выражается в слове или словосочетании, например: дом, осенний лист, первый президент Америки и т. п. Каждое понятие имеет содержание и объем . Содержание понятия – это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен (выражен) этим понятием. Например, чтобы установить содержание понятия человек надо указать такой признак, который является наиболее важным, главным, основным для человека, признак, который отличает его от всех других существ, объектов, предметов и вещей. Таким признаком является наличие у человека разума. Следовательно, в содержание понятия человек входит только один важный признак – наличие разума. А в содержание понятия мужчина входит уже два важных признака:

1. наличие разума (этот признак мы автоматически повторяем, потому что любой мужчина – это человек),

2. принадлежность к определенному полу или – к одному из полов (к одной из половин человечества, слово «пол» происходит как раз от слова «половина»).

А если надо установить содержание понятия русский мужчина , то следует указать три важных признака:

1. наличие разума,

3. принадлежность к определенной национальности.

Таким образом, содержание понятия может включать в себя как один признак какого-либо объекта (или объектов), так и два, и множество признаков, причем их количество, как мы увидели, зависит от того объекта, который выражается или обозначается данным понятием. Но почему в одном случае содержание понятия состоит из единственного признака, а в другом – из множества признаков? На этот вопрос ответить несложно, если знать, что такое объем понятия.

Объем понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием. Например, объем понятия человек гораздо шире, чем объем понятия мужчина , потому что людей существует больше, чем мужчин. А объем понятия русский мужчина гораздо меньше, чем объем понятия мужчина , потому что русских мужчин на свете намного меньше, чем вообще всех мужчин . И, наконец, объем понятия первый президент России равен единице, потому что включает в себя только одного человека. Точно так же объем понятия город является очень широким, в силу того, что это понятие охватывает собой все множество городов, какие только существуют на свете, а объем понятия столица меньше объема понятия город , так как это понятие охватывает собой только столицы (которых намного меньше, чем городов). Объем же понятия столица России равен единице, потому что включает в себя один единственный город.

Давайте еще раз вернемся к содержанию и объему понятия и вспомним приведенные выше примеры. Какое понятие – человек или мужчина – больше или шире (будьте внимательны!) по содержанию? Конечно же, понятие мужчина , потому что его содержание включает в себя два признака:

1. наличие разума,

2. принадлежность к определенному полу,

а в содержание понятия человек входит только один признак (наличие разума). А теперь ответим на вопрос: какое понятие – человек или мужчина – больше или шире по объему? Конечно же, понятие человек , потому что оно охватывает собой гораздо больше объектов, чем понятие мужчина . Таким образом, между объемом и содержанием понятия существует обратное отношение : чем больше содержание понятия, тем меньше его объем и наоборот. Например, содержание понятия небесное тело является узким, так как включает в себя только один признак – находиться вне пределов Земли, однако по объему это понятие очень широкое, потому что оно охватывает собой огромное количество объектов (любая звезда, планета, метеорит, комета, галактика – это небесное тело). А понятие Солнце , наоборот, очень маленькое, узкое по объему, так как включает в себя только один объект, но очень широкое, богатое по содержанию, которое складывается из множества признаков (размер Солнца, его масса, плотность, химический состав, температура, возраст т. д.).

Из книги Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

1. ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ? ЧТО ТАКОЕ ОПЫТ? С первым из этих вопросов постоянно пристают идеалисты, агностики, и в том числе махисты, к материалистам; со вторым - материалисты к махистам. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.Авенариус говорит по вопросу о материи:«Внутри

Из книги Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить автора Уемов Авенир

2. Понятие Понятие - это такая логическая форма, в которой признаки, существенные для тех или иных предметов или явлений, мыслятся как существующие вместе. В разобранных выше примерах понятиями будут мысли о млекопитающем, о дельфине, об имени собственном, о словах,

Из книги Теория структуры жизни: ознакомительная версия автора Платонов Иван

Что такое ТСЖ Теория структуры жизни – это не рисунок души, это не фантазии по представлению загробного мира.1. Это метод познания мира, основанный на интуиции.2. Это способ абстрактно-логического мышления, основанный на принципе «называть вещи и события своими именами и

Из книги Путь к очевидности автора Ильин Иван Александрович

21. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИОЗНОСТЬ Из частного письмаДорогой друг!Ответить на вопрос, который ты мне ставишь с такой неумолимой строгостью, совсем не так легко и просто. Ведь это один из самых тонких и глубоких вопросов, касающихся человеческого существа. Здесь дело идет о самой

Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ОБРАЗЦА И ПОНЯТИЕ ПОДРАЖАНИЯ Следует выбрать кого-нибудь из людей добра и всегда иметь его перед глазами, - чтобы жить так, словно он смотрит на нас, и так поступать, словно он видит нас. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XI, 8 Возьми себе, наконец, за

Из книги Что такое философия автора Делёз Жиль

I Что такое концепт?

Из книги Философская пропедевтика автора

I. Понятие § 2Понятие – это всеобщее, которое вместе с тем определено и остается в своем определении тем же самым целым и тем же самым всеобщим, т.е. такая определенность, в которой различные определения вещи содержатся как единство.§ 3Моменты понятия суть всеобщность,

Из книги Введение в философию религии автора Мюррей Майкл

I. Понятие § 54Понятие есть целое определений, сведенное в их простое единство.§ 55Понятие имеет моменты всеобщности, особенности и единичности.§ 56Всеобщность есть его внутри себя существующее единство в определении. Особенность есть негативное как простое определение,

Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

1.1. Понятие «Бог» Богословы западной традиции давали понятию «Бог» самые разные толкования. Для одних понятие «Бог» - это просто понятие высшей реальности, первобытия, источника и основы всего прочего; для других - это понятие максимально совершенного существа. Есть и

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

2. Понятие о микрообъекте как понятие о транссубъективной реальности или о транссубъективном предмете, именуемом «объект науки», которое приложимо к эстетикеЭто не предмет моих внешних чувств, сущий вне меня и моего сознания: не нечто объективно-реальное.Это не предмет

Из книги Учение о бытии автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

ЧТО ТАКОЕ ДУХ? Что такое дух? Для большинства, даже считающих себя идущими по духовному пути, дух представляется чем-то неясно высшим, противопоставляемым чему-то неясно низшему или материи. Учение говорит: "Дух есть ОГОНЬ". Но для многих последователей даже такое

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

а. Ее понятие Определенное количество изменяется и становится другим определенным количеством; дальнейшее определение этого изменения, а именно, что оно продолжается в бесконечность, заключается в том, что определенное количество поставляется, как противоречие в нем

Из книги Не Евангелие автора Унрау Виктор Андреевич

Что такое Возрождение? Эпоха Возрождения датируется приблизительно XV–XVI вв. Одной из главных особенностей было то, что человек, в короткий срок совершив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависим от условий внешнего мира, почувствовал

Из книги Гегель автора Овсянников Михаил Федотович

5.4 Что такое честь Забота о чести и собственном достоинстве, это тоже забота об иерархическом ранге, хотя немало людей думают, что человек чести заботится о благосклонности общественного мнения.Тот, кто боится прослыть трусом, отказавшись от дуэли, не знает, в чем состоит

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги автора

Что такое Дао? «Дао, выраженное словами, – не есть истинное дао», – в начале своего трактата пишет Лао цзы – легендарный мастер даосизма. В языке Минделла дао – это процесс. В Китае даосизм есть не только название какой-то школы. Дао – это дух вообще всей китайской



Рекомендуем почитать

Наверх