Как правильно залить отмостку гаража. Отмостка перед гаражом своими руками. Что надо учесть при выполнении работ

Ванные комнаты 18.10.2019
Ванные комнаты

Потому что именно на него приходятся значительные нагрузки. Обильные дожди, таяния снегов, заморозки все это воздействует на фундамент, из-за чего появляются трещины, здание рушится и оседает. Для того чтобы предотвратить эти негативные последствия внешних факторов и сооружается отмостка.

Гараж такое же строение, как и любое другое здание. Гараж тоже имеет фундамент, основная функция которого есть опора.

Кроме того, как и в каждом здании в гараже есть подвальные и технические помещения. Существует вероятность их разрушений под воздействием факторов окружающей среды. Поэтому отмостка перед гаражом так же необходима, как и перед жилым домом.

Особенности и состав отмостки

Многие владельцы гаражей стараются сэкономить на этом элементе строительства. Отмостка вокруг гаража является защитой для его фундамента. Создание отмостки – это процесс создания беспрерывной полосы по всему периметру гаража. Материал для отмостки нужно выбирать качественный и подходящий по внешнему виду к остальным покрытиям, чтобы отмостка смотрелась гармонично.

Самый оптимальный вариант – это устройство бетонной отмостки. Она должна быть : без швов, стыков и щелей. Рекомендуется заарменировать отмостку и зажелезнить бетон.

Отмостка устанавливается по окончании процесса облицовки цоколя и стен. Отмостка вокруг гаража состоит из двух слоев:

  1. Подстилающий слой – плотное ровное основание для будущего покрытия.
  2. И само покрытие – водонепроницаемый слой. Материалом для покрытия может послужить булыжник, бетон, асфальт, тротуарные плиты. Если делается отмостка гаража своими руками, то выгоднее всего использовать бетон.

Правила устройства отмостки гаража

Создание защиты фундамента дома – это основа любого строения. Устройства отмостки гаража это не очень затратный процесс, который можно реализовать самостоятельно.

Итак, что такое отмостка гаража своими руками и как ее сделать? Рассмотрим этот процесс пошагово:

  1. Первым делом необходимо произвести выемку грунта по всему периметру гаража, глубина выемки должна быть 15-20 см. Днище канавы поливают специальным раствором – гербецидом, который уничтожает корни растений. Делается это для того, чтобы предотвратить дальнейшее возможное прорастание корней сорняков, деревьев, кустов.
  2. Второй этап – выполнение непосредственно самой отмостки. В приготовленную траншею укладывают и утрамбовывают слой песка, толщиной приблизительно 10 см (можно больше).
  3. Следующий слой – щебень. Ширина слоя щебня тоже должна составлять примерно 10 см.
  4. Поперек отмостки ставятся на ребра деревянные рейки и обмазываются битумом. При этом отмостка перед гаражом, требует обязательного небольшого уклона, для того, чтобы обеспечить слив воды от гаража.
  5. Далее – укладка бетона. В этом процессе рейки служат своеобразными разделителями сплошного бетонного покрытия на участки. И они же предохраняют отмостку от трещин.
  6. Заключительный этап – железнение, то есть присыпание сухим цементом. Когда все этапы завершены, готовую отмостку покрывают влажной мешковиной и выдерживают от 2 до 7 дней, чтобы бетон лучше застыл и стал крепким. При этом мешковину нужно периодически смачивать.

Виды отмостки

Перед гаражом бывает двух видом: «мягкая» и «жесткая».

Как сделать жесткую отмостку?

Бетонирование – это самый простой и быстрый способ установки отмостки. Основное достоинство этого способа – экономия времени. Но есть и недостатки.

Постоянные перепады температуры отражаются на «жесткой» отмостке трещинами, в нее попадает вода и это не может не сказаться на качестве фундамента.

Поэтому отмостку такого вида придётся ремонтировать каждый сезон.

«Мягка» отмостка является более морозоустойчивой и не так подвержена влиянию внешних природных фактором, поэтому не требует постоянного ремонта.

Если гараж построен или строится, например, на загородном участке, где есть другие строения и жилые дома, то, конечно, нужно учесть это при заливке отмостки.

Она должна вписываться в общий ландшафт и гармонировать с другими строениями и покрытиями, чтобы территория выглядела благоустроенно и завершенно.

Как видим, при создании отмостки перед гаражом нужно учесть множество нюансов: выбор материала, время года, способ устройства отмостки и другое. Все это зависит от желания и бюджета владельца гаража.

Еще по этой теме на нашем сайте:


  1. Обязательным и очень важным атрибутом каждого дома является отмостка. Обустройство отмостки вокруг дома – достаточно сложный процесс, поэтому необходимо знать его этапы и устройство самой...

  2. Отмостка вокруг дома бывает мягкой и жесткой. В каждом отдельном случае, специалистом подбирается тот вид отмостки, который необходим для защиты фундамента и с учетом требований...

  3. Главным элементом обустройства является отмостка вокруг колодца. Она не позволит талому снегу и поверхностным водам попасть в шахту, а также обеспечит удобный подход к сооружению....

  4. Отмостка – это тротуарная полоса, которая примыкает к фундаменту здания по всему периметру. Зачем нужна отмостка? Она сохраняет фундамент и рядом расположенный грунт в сухости,...

Отмостка является завершающим этапом строительства гаража, на котором большинство автолюбителей стараются сэкономить. Однако опытные строители рекомендуют предпочесть устройство и изготовление отмостки в недорогом варианте строительства гаража без защиты фундамента от избыточного увлажнения и разрушительного воздействия корневой системы растений. Современный ассортимент материалов позволит создать отмостку на любой вкус: красиво оформить гараж при выборе брусчатки, надежно защитить фундамент от воды геотекстилем или предпочесть покрытие, которое легко отремонтировать - тротуарные плиты.

Особенности выбора материалов

Фактически устройство отмостки - это создание полосы по периметру гаража, которая защитит фундамент и гармонично дополнит ландшафт. Поэтому при выборе материалов необходимо учитывать как качество гидроизоляции основания гаража, так и внешний вид архитектурного облика коттеджа. По общему правилу, если гидроизоляция выполнена качественно, то материалы могут быть любыми и зависеть только от покрытия подъездных путей и дорожек - остальных элементов благоустройства. Безошибочный вариант с точки зрения эстетики - выбрать такой же материал, как и у остальных покрытий.

Если качество гидроизоляции фундамента гаража вызывает сомнения, то лучший вариант — устройство бетонной отмостки в виде монолитной поверхности полосы без «уязвимостей»: щелей, стыков. На пучинистых грунтах бетонную отмостку рекомендуется армировать, а для увеличения влагостойкости и прочности полосы - «зажелезнить» бетон: присыпать сырую поверхность цементом и тщательно загладить. Кроме надежной защиты гаража от влаги, дешевая стоимость изготовления отмостки из бетона - идеальное решение для практичных автолюбителей. В остальных случаях можно предпочесть более оригинальные варианты покрытий: брусчатку, тротуарные плиты, щебень.

Состав отмостки

Защитная полоса, которая защитит фундамент от грунтовых вод, создается по окончании облицовки цоколя или стен. Конструктивно полоса состоит из двух слоев:

  1. Подстилающий - ровное, уплотненное основание для укладки покрытия. Основную функцию отмостки — защитную выполняет гидроизоляционный слой из глины. Кроме того, для создания подстилающего слоя используется мелкий щебень, песок, гарцовка. Выбор материалов и расценки на устройство отмостки зависят, в основном, от выбранного покрытия. Стандартная толщина подстилающего слоя - 20 см.
  2. Покрытие - водонепроницаемый и устойчивый к воздействию воды слой толщиной 5-10 см.

Выбор материалов для устройства покрытия может быть любым: бетон, мелкий булыжник, тротуарные плиты, асфальт. Кроме того, для устройства покрытия используется смесь песка или щебня с глиной.

Правила устройства отмостки

Создание защитной полосы - не новое изобретение, а технология, которая успешно используется поколениями застройщиков и регламентируется строительными стандартами. Главное пособие новичку-строителю — устройство отмостки снип III-10, 3.04.01 и некоторые другие сборники норм и правил. Так, например, для грунтов второго типа усадочности рекомендуется руководствоваться нормами сборника 2.02.01-83 и соблюдать рекомендуемую ширину пояса от 2-х метров. Если полоса устраивается на грунте первого типа усадочности, то достаточно ширины 1,5 м.

При выполнении работ обязательно учесть требования строительных стандартов — устройство отмостки гэсн приравнивает защитные полосы к покрытиям пешеходной зоны и руководствоваться необходимо соответствующим документом - 31-01-025. Кроме того, до начала работ необходимо изучить основные правила устройства отмостки своими руками:

  1. Предусмотреть зазор со стеной для защиты стен от повреждений и дальнейшего разрушения гидроизоляции. Это правило относится и к полосе из брусчатки, и плит, иначе при воздействии холода изготовленная отмостка будет давить на несущие стены или проседать при ходьбе, постепенно разрушая изоляцию поверхности цокольной части. Рекомендуемый компенсационный шов - 1-2 см с заполнением пенополистиролом или кварцевым песком. Бюджетный вариант — низкая стоимость изготовления отмостки с 2-мя слоями рубероида между стеной и полосой.
  2. Ширина отмостки зависит и от ширины карнизных свесов, и от типа грунта. Для обычных грунтов достаточно выбрать оптимальное соотношение устройства отмостки и выполнить защитную полосу шире карниза на 20 см. Если грунт просадочный, то минимальная ширина составляет 1 м.
  3. Высота цоколя для гравия и щебня рекомендуется в пределах 0,3 м, брусчатой и бетонной поверхности - от 0,5 м.
  4. Уклон, который обеспечивает отвод воды от фундамента, можно формировать как во время укладки, так и при утрамбовке грунта. Минимальный уклон составляет 1,5º и рассчитывается из расчета ширины полосы: на каждые 0,5 м необходимо рассчитать 8 мм уклона.

В зависимости от выбранного материала покрытия, рекомендованный уклон может отличаться:

  • для бетона, асфальта - 3-5%;
  • для булыжника, щебня - 5-10%.

Бюджет строительства на этом этапе регламентируется едиными нормами и расценками. Если планируется сотрудничество с государственными организациями, то выполняется устройство отмостки по ениру, а при выборе асфальтобетона затраты материалов и трудозатраты рассчитываются по ГЭСН 31-01-025/026.

Подготовка грунта - обязательный этап работ, независимо от вида полосы и выбора материалов. Сначала необходимо снять растительный слой, тщательно утрамбовать грунт по периметру и уложить щебень - дренажный слой. Специалисты рекомендуют приступать к подготовке грунта сразу по окончании работ нулевого цикла. Толщина дренажного слоя зависит от вида отмостки и размеров зерен песка для засыпки.

Для самостоятельного проведения расчетов необходимо отнять от толщины растительного слоя толщину двух слоев: песка, покрытия. Если растительный слой составит 30 см, песка - 5, изготовление отмостки из брусчатки — 6, то дренаж составит 19 см. Кроме того, дренаж используется как составляющая планирования ландшафта: можно создать полосу и эксплуатировать как пешеходную дорожку, если поднять покрытие при помощи дренажного слоя на нужный уровень.

Виды отмостки

Самые популярные — технологии изготовления отмостки из бетона в виде водонепроницаемой полосы по периметру гаража. Основное преимущество бетонной отмостки - дешевая стоимость строительства и простота монтажа, хотя необходимо предусмотреть мероприятия от трещинообразования: выполнить деформационные зазоры. К популярным видам защитных полос относятся:

  • устройство мягкой отмостки в виде декоративного элемента благоустройства. Такая полоса создается из нижнего глиняного слоя 10 см без примесей песка, который необходимо утрамбовать и разровнять. После этого выполняется укладка пленочной гидроизоляции, засыпается песок слоем 5 см и выполняется «слоеный пирог»: геотекстиль, затем - щебень (керамзит, гальку, гравий) до 15 см и повторно материал из пропиленовой нитки. Надежную защиту фундамента от влаги обеспечивает современная технология изготовления отмостки с использованием пропиленовой нитки - геотекстиля, который пропустит воду, но не даст песку заполнить пустоты в щебне. Последний этап работ - засыпка песка слоем 5-6 см и завершающего слоя. Такая полоса обладает недостатком — необходимо помнить, что плотно утрамбовать однородный материал невозможно, соответственно, ходить по такой полосе неудобно. Мягкая отмостка подойдет при строительстве гаража в части земельного участка с низкой интенсивностью эксплуатации;
  • устройство отмостки из асфальтобетона теоретически выполняется по простой технологии: сначала в подготовленной траншее укладывают 15 см щебеночного основания и слой асфальта толщиной 5 см. Однако тем, кто планирует выполнить полосу своими руками, необходимо изучить все нюансы изготовления отмостки из асфальтобетона и особенности технологии. Кроме того, обязательно учесть, что материал выделяет вредные вещества;
  • тем автолюбителям, кто ценит привлекательный архитектурный облик гаража, рекомендуется уделить внимание устройству отмостки из бетонной брусчатки различных цветов: серого, черного, терракотового, коричневого, оранжевого, прочих. Оригинальный внешний вид полосе придадут разнообразные формы штучного материала — прямоугольник, квадрат, волна, шестигранник, сложные. Дополнительные преимущества бетонной брусчатки - высокая устойчивость к механическим нагрузкам, температурным перепадам, морозостойкость, простой монтаж.

Стильно и красиво выглядит каменная брусчатка серого, желтого, красного цветов, мраморная с прожилками и черная базальтовая. Единственный недостаток натурального материала покрытия - дорогая стоимость, особенно при выборе гранитной плитки: пиленой, колотой. Устройство полосы выполняется по принципу создания мягкой отмостки: укладывается слой глины, гидроизоляция, слой песка, покрытие и заполняются швы песком. Универсальным вариантом защитной полосы признано устройство отмостки из плитки - оригинального покрытия, которое легко отремонтировать.

Отмостка из плитки

Популярный вариант полосы — устройство отмостки из плиток может быть как дорогостоящей затеей, так и бюджетным вариантом защиты фундамента. При выборе стандартных железобетонных плит можно устроить полосу недорого, а при выборе природного камня бюджет реализации идеи будет зависеть от вида материала. Отличительная особенность укладки полосы из плит - дополнительный этап подготовки (бетонное основание), хотя при выборе тротуарных плит достаточно устроить подстилающий слой и заполнить зазоры песком.

Основное преимущество плит - ремпригодность полосы: можно выполнить частичную замену, переуложить, в том числе с поворотом в местах слива водостока. Поэтому тем, кто не планирует трудоемкий процесс ремонта, необходимо уделить внимание устройству отмостки из плит и учесть размеры изделий, так как планировка полосы будет зависеть от стандартных размеров. Устройство отмостки из тротуарной плитки выполняется из изделий толщиной в пределах 4-8 см. Стандартные размеры квадратных плит - 35, 40, 50 см, прямоугольных - 50х100.

Опытные застройщики используют еще одно преимущество тротуарных плит бюджетного варианта — ассортимент рифленых, гладких поверхностей и плит с насечками. Благодаря такому выбору можно не только защитить автожилье, но и оригинально декорировать гараж. Популярный вариант — устройство отмостки из каменной тротуарной плитки потребует выполнения дополнительной бетонной подготовки. Для упрощения монтажа плит из природного камня можно воспользоваться проверенным приемом - запланировать полосу, равную ширине 1-2-х изделий. Благодаря такой хитрости удастся избежать трудоемкого процесса резки плит и быстро защитить гараж от влаги.

Строительство гаража требует решения тех же проблем, что и при возведении обычного здания, дома, любой постройки, установленной на заглубленный в грунт фундамент.

При этом, учитывая, что каждый второй гараж выстраивается с подвальным помещением или погребом, проблемы с обустройством фундамента могут быть не меньше, а иногда и больше, чем у обычных зданий. Легкий каркас не в состоянии компенсировать мощные силы пучения грунта, если отмостка гаража построена неправильно или отсутствует вообще.

Для чего нужна отмостка перед гаражом

Основные функции обустройства отмостки можно перечислить в нескольких словах:

  • Отвод дождевой и талой воды от стен цоколя и фундамента гаража;
  • Защита от сорняков, теплоизоляция грунта и обратной засыпки, примыкающих к стенам фундамента и подвального помещения;
  • Кроме того, отмостка перед входом в гараж служит своеобразным пандусом или трамплином для облегчения заезда колес автомобиля на пороговую балку ворот.

Важно! Обустройство отмостки необходимо выполнить сразу же после возведения первых двух третей стен постройки. По мере роста стеновой кладки гаража увеличивается количество дождевой воды, стекающей по стенам к цоколю и фундаменту здания.

Обустройство отмостки перед гаражом

С каждым дождем пористая структура из глины и обратной отсыпки уплотняется и превращается в мокрую и плотную массу, не способную удерживать влагу и тепло. Таким образом, с помощью отмостки гаража своими руками мы избавляемся от множества возможных проблем с фундаментом в будущем.

Что будет, если не делать отмостку на входе в гараж

При отсутствии отмостки перед входом гараж или разрушении ее конструкции происходят следующие процессы:

  1. Резкое увеличение насыщения грунта водой приводит к его интенсивному пучению в морозы. В некоторых случаях в отсутствие отмостки верхний слой почвы может подниматься настолько сильно, что препятствует нормальному распахиванию створок ворот;
  2. Скопившаяся в грунте влага выдавливается, словно прессом, в стены подвального помещения. Соответственно, шлакоблок или бетонные блоки, из которых выложены фундамент или стены подвала, находящиеся выше уровня промерзания, медленно разрушаются замерзающей водой;
  3. Наибольший ущерб просочившаяся вода наносит фундаменту гаража. Расширяющийся на морозе обводненный слой грунта приподнимает край мелкозаглубленного или плитного фундамента. Усилие давления грунта настолько мощное, что способно сломать стену или привести к многочисленным трещинам в передней части здания.

К сведению! При этом абсолютно не важна степень армирования и толщина фундамента. Зафиксированы случаи разрушения кладки стен гаража в отсутствии отмостки даже на плитном фундаменте толщиной 50-60 см.

Проблема защиты края фундамента на входе в гараж усугубляется использованием стальной балки порожка. Отказаться от усиления порога нельзя, так как в противном случае край цементной стяжки пола или бетонной плиты будет выкрашиваться от давления колес и веса автомобиля. Стальной тавр или массивный швеллер служат идеальным проводником холода в грунт, примыкающий к фундаменту.

С другой стороны, эта балка всегда сваривается с вертикальными стойками и верхней перемычкой в одну жесткую стальную раму, на которую вывешиваются тяжелые стальные ворота. Вся массивная конструкция ворот частично компенсирует и перераспределяет нагрузки от вспучивания грунта.

Отмостка вокруг гаража строим своими руками

Конструкция отмостки во многом зависит от расположения гаража и особенностей его устройства. Например, в гаражном кооперативе гаражи зачастую строят по так называемой схеме с общими стенами. В этом случае гаражи в ряду имеют общую стену с боковыми соседями, а в некоторых случаях делают общей и заднюю стенку. Это наиболее простой и удобный способ предохранить фундамент от проблем с промерзанием и пучением грунта, требуется только грамотно изготовить отмостку перед входом в помещение.

Если коробка здания не имеет «соседей», отмостку необходимо изготавливать так же, как и для обычного частного дома.

По контуру коробки здания отрывается ленточный котлован, глубиной не менее 25-30см и шириной не менее 70-80 см. На дно котлована выкладывается и тщательно уплотняется трамбовкой слой глины с отсевом. При этом на поверхности формируют уклон в 5-7 о от стен гаража. На сформированное основание укладывается толстая полиэтиленовая пленка, один край которой приклеивают битумом к стенам гаража. Далее отсыпается слой крупного песка и аккуратно выравнивается под будущую заливку бетона. Чтобы край будущей ленты из бетона был приподнят над грунтом, по внешнему контуру котлована устанавливают доску опалубки высотой в 10-15 см.

Размеры и устройство отмостки перед входом в помещение чаще всего отличаются от остальной ленты. Во-первых, размеры плиты чаще всего увеличивают до одного-трех метров, превращая ее в площадку для автомобиля перед гаражом. Во-вторых, непосредственно под водосточным желобом, но не более чем на 40-50 см от порога, перед бетонированием в песок укладывают дренажный канал так, чтобы верхняя часть перфорированной асбестоцементной трубы не закрывалась слоем бетона.

В процессе бетонирования от металлической балки порожка до линии отверстий дренажной трубы делают сливной уклон поверхности. Аналогичный уклон выполняется на остальной части плиты. Саму плиту отливают из бетона отдельными секторами, шириной по 50-70см. Это позволяет избежать растрескивания бетона при проседании грунта.

Вывод из дренажной трубы отводят в сторону от гаража, не менее чем за 2-3 м от цоколя здания.

Заключение

При соблюдении технологии бетонирования и армирования отмостки стальной сеткой или прутком из композитной арматуры бетонная лента способна простоять не менее 20-30 лет. При появлении глубоких трещин или интенсивном выкрашивании поверхности специалисты рекомендуют выполнить полную вырезку перфоратором всей бетонной массы перед входом и забетонировать площадку в полном объеме. Попытки лечить трещины замазыванием цементным раствором, как правило, эффекта не дают.

Отмостка – единое непрерывное покрытие, опоясывающее дом или другую постройку по периметру. Обустройство отмостки является одним из завершающих этапов строительства, т.е. ее делают после возведения здания. Если застройщик запланировал отделку цоколя штукатуркой, плиткой, кирпичом или другим материалом, отмостка сооружается после полного завершения упомянутого мероприятия.

Полезный совет! С выполнением всех задач, связанных с обустройством отмостки, необходимо справиться до прихода холодов.

Для изготовления рассматриваемой конструкции могут использоваться разнообразные материалы: брусчатка, асфальт, плитка и т.д. Наибольшее распространение среди частных застройщиков получила отмостка из бетона. Данный материал характеризуется длительным сроком службы, высокими эксплуатационно-техническими характеристиками и сравнительно доступной стоимостью.

Отмостка вокруг дома
Отмостка бетонная

Отмостка из камня
Отмостка из кирпича

Многие хозяева не до конца осознают важность отмостки, считая ее исключительно декоративным элементом ландшафта. Наряду с этим, подобное покрытие выполняет ряд значимых практических функций. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, зачем нужна отмостка, какие материалы можно использовать для ее обустройства и как сделать подобное покрытие собственными силами.

Как отмечалось, декоративная функция отмостки является одной из основных, но далеко не единственной. С информацией о предназначении рассматриваемой конструкции вы можете ознакомиться в следующей таблице.

Таблица. Функции отмостки

Функции Пояснения
Декоративная Отмостка делает общий вид постройки более привлекательным, солидным, продуманным и завершенным.
Защитная Правильно обустроенная отмостка – надежный барьер на пути талых вод. Данный конструктивный элемент не позволяет влаге контактировать с опорной конструкцией дома, за счет чего будет значительно уменьшен риск разрушения фундамента. Конструкция обустраивается так, чтобы сточные и прочие воды сразу отводились в канализационную систему или другое подходящее место, для чего задается необходимый уклон поверхности.
Теплоизоляционная На этот момент мало кто обращает внимание, и зря. Наличие правильно обустроенной отмостки способствует значительному уменьшению степени промерзания почвы и, как результат, фундамента, а вместе с ним и всего строения.
Предотвращение вспучивания грунта Как отмечалось, наличие отмостки позволяет уменьшить степень промерзания почвы. Наряду с этим, вспучивание грунта тоже будет заметно снижено. Благодаря этому будет обеспечена хорошая защита фундамента постройки от сдвигов в грунте, что исключит риск нарушения целостности опорной конструкции и ухудшения ее характеристик в целом.





Особенности конструкции и требования к отмостке

Конструкция отмостки включает 2 основных слоя. Первый – подстилающий. Его главная функция сводится к созданию плотного надежного основания для вышележащего слоя. Подстилающий слой может быть выполнен под уклоном или без такового. Для изготовления данного шара конструкции разрешается использовать щебенку, гравий, песок. Рекомендованная толщина подстилающего слоя – порядка 2 см.

Иногда грунт вокруг строения дополнительно обрабатывается специальными химическими средствами – гербицидами. Применение таковых исключает разрастание корней растений и травы в будущем, благодаря чему минимизируется риск нарушения целостности опорной конструкции дома.

Верхний слой – покрытие, обеспечивающее декоративную функцию и защиту фундамента от воды. Толщина – до 100 мм. Для изготовления верхнего шара применяются асфальт, брусчатка, бетон и другие материалы.

Помимо вышеперечисленного, в состав отмостки входят другие важные слои. С особенностями строения конструкции можно ознакомиться на следующем изображении.

Чтобы отмостка в полной мере справлялась с выполнением упомянутых ранее задач, в процессе ее обустройства нужно обеспечить соблюдение ряда важных требований.

  1. Во-первых, ширина отмостки должна превышать аналогичный показатель кровельного свеса. При обустройстве площадки на песчаном грунте, ее ширину рекомендуется делать на 25-30 см больше карниза (суммарная ширина, при этом, должна быть более 60 см). В большинстве случаев суммарная ширина отмостки не превышает 80 см, но при работе на грунтах пучинистого типа упомянутый показатель увеличивается в среднем до 100 см.

    Отмостки: а – глинощебневая; б – бетонная; в – асфальтовая; г – булыжная; 1 – утрамбованный щебень 20 мм; 2 – глина; 3 – цементная стяжка 15 мм; 5 – бетонная подготовка 100 мм; 5 – асфальт 15-20 мм; 6 – щебень 10 мм; 7 – булыжник; 8 – песчаная подготовка 50 мм

  2. Во-вторых, отмостку нужно делать с уклоном в направлении территории участка. Конкретное значение уклона подбирается с учетом особенностей финишного покрытия. К примеру, в случае с бетонной отмосткой делают 3-10-градусный уклон от стен. Минимально допустимое значение уклона, вне зависимости от используемого материала, должно составлять 1,5 градуса.

  3. В-третьих, отмостка должна быть сплошной, опоясывающей строение по всему периметру. Промежутки делать настоятельно не рекомендуется – общее качество конструкции существенно снизится.

  4. В-четвертых, отмостку нельзя связывать с фундаментом – эти системы характеризуются разной степенью осадки. Ввиду этого, между опорной конструкцией и опоясывающей поверхностью должен быть выдержан минимум 1-1,2-сантиметровый компенсационный шов. Его можно залить битумом, заделать герметиком, заполнить геотекстилем и подобными материалами или засыпать песком.

Разновидности отмосток и их предназначение

В зависимости от материала изготовления, конструкционных особенностей, срока службы и ряда других показателей все существующие разновидности отмосток можно классифицировать на 3 основные группы. Информация о них представлена в таблице.

Таблица. Типы отмосток

Группа отмосточных покрытий Описание
В эту группу относятся монолитные конструкции из бетона, асфальтированные отмостки, а также покрытия, обустраивамые наливным методом (применяется цементный раствор) по щебенке с последующим железнением заливки.

Монолитная конструкция при прочих равных условиях прослужит не меньше, чем опоясываемое ею здание. Существенным недостатком подобной системы является высокая стоимость и трудоемкость обустройства. Это актуально и для асфальта: применение гудрона, являющегося связующим элементом, целесообразно в финансовом плане исключительно при выполнении масштабных работ по асфальтированию дорог.

Важно! Если запланировано утепление отмостки, жесткая система является единственным возможным вариантом – утеплять мягкие и полужесткие покрытия бессмысленно.

К дополнительным недостаткам жестких отмосток следует отнести их низкие декоративные показатели – бетонную или асфальтированную площадку вряд ли можно назвать очень красивой.

Функции подстилающего слоя здесь выполняет многослойная подушка, верхнего – тротуарная плитка или брусчатка. Помимо плитки и брусчатки (наиболее популярные варианты) могут использоваться железобетонные плиты, булыжник, керамогранит и т.д.

Наливные покрытия сравнительно просты в обустройстве, они требуют гораздо меньших трудовых и финансовых вложений по сравнению с монолитными системами, но не подходят для использования на грунтах пучинистого типа.

Обустраивается многослойная подушка, сверху засыпается слой щебенки.

Являются наименее финансово затратными и трудоемкими. Недостатком мягких отмосток является низкий срок службы, составляющий в среднем до 7 лет. Наряду с этим, подобную конструкцию можно безо всяких опасений использовать в любых климатических регионах, не обращая, при этом, внимания на тип грунта. Да и разобрать вышедшую из строя мягкую отмостку с целью ее ремонта или замены несложно.

Практика показывает, что к использованию мягкой отмостки целесообразно прибегать лишь в качестве временного решения при наличии проблем с финансами, временем или трудовыми ресурсами – вряд ли вам понравится каждые 5-7 лет заниматься одним и тем же.

Наиболее оптимальной разновидностью покрытий по соотношению показателей стоимости, качества и внешнего вида являются полужесткие отмостки. Служат они до 20-30 лет, подходят для использования практически во всех климатических зонах, за исключением разве что вечной мерзлоты, характеризуются высокой ремонтопригодностью и требуют сравнительно небольших затрат ресурсов на свое обустройство.

Дополнительным преимуществом полужестких отмосток является привлекательный внешний вид. К примеру, сделав покрытие из тротуарной плитки, владелец получает в свое распоряжение очень красивую площадку, ничем не отличающуюся от традиционных садовых дорожек. При этом обустраиваются полужесткие отмостки в одном и том же порядке – различается лишь материал финишного покрытия (обычно это брусчатка или тротуарная плитка).

Цены на тротуарную плитку

тротуарная плитка

Подстилающий слой (подушка) изготавливается в одинаковом порядке, вне зависимости от выбранной разновидности отмостки (исключение составляет разве что монолитная бетонная система, сопутствующие вопросы будут рассмотрены отдельно).

Как видно на изображении, подушка состоит из грунта, глины и песка. В случае с мягкой щебенчатой отмосткой, сверху засыпается слой щебня. Если обустраивается полужесткая отмостка, поверх продемонстрированной на изображении подушки засыпается слой щебенки и дополнительная прослойка песка, после чего укладывается плитка/брусчатка. В случае же заливки жесткой площадки, обустраивается песчано-гравийная подушка, засыпаются песок и щебенка, укладывается утеплитель, выполняется армирование и проводится ряд других мероприятий, предшествующих заливке бетонной смеси, о чем будет отдельно рассказано в соответствующем разделе руководства.

Песчаная подушка под отмостку
Щебневая подушка

Порядок обустройства подушки описан в таблице.

Таблица. Подушка для отмостки своими руками

Этап работы Описание
По периметру будущей отмостки выкапывается траншея. Глубина определяется типом грунта. Минимальный рекомендованный показатель – 15-20 см. При работе на пучинистых грунтах глубину следует увеличить минимум до 30 см.

Для большего удобства работы, можете предварительно сделать разметку, взяв за основу рекомендации из статьи по обустройству фундамента, либо пойдите наиболее простым путем:

Вбейте в грунт в углах будущей отмостки металлические стержни или деревянные колышки;

Вбейте промежуточные колышки;

Натяните между ориентирами шнур-причалку (или другую аналогичную веревку) и копайте в соответствии с подготовленной разметкой.

На этом же этапе можете задать упомянутый ранее зазор между фундаментом и отмосткой, воспользовавшись для этого любым из перечислявшихся материалов, к примеру, очень удобно работать с демпферной лентой и полиуретановым герметиком.

В зависимости от выбранного типа отмостки, на этом же этапе можно задать требуемый уклон конструкции. Для этого достаточно попросту вырыть траншею на разную глубину в точках наклона.

Дно траншеи тщательно утрамбовывается. Для этого можно использовать обыкновенное бревно: берете его в вертикальном положении, поднимаете вверх, опускаете с усилием вниз, и продолжаете, пока не будет утрамбована вся земля.

Вертикально ровно вбейте в грунт промежуточные колышки, если это не было сделано на этапе разметки.
Одновременно они будут выполнять функцию подпорок для опалубки.
Подойдут бруски сечением в 2-3 (до 5) см – больше не имеет смысла.
Подпорки устанавливайте с полуметровым шагом.
Принцип продемонстрирован на изображении. Вооружившись уровнем, отметьте на колышках высоту опалубки. По меткам будете прибивать доски.
Для сооружения опалубки подойдут доски толщиной 3-4 см. Высоту элементов подбирайте в соответствии с параметрами отмостки. Для большего удобства можете предварительно нанести на доски метки по высоте будущих слоев, входящих в состав подушки.

Углы конструкции можете стянуть по наружной стороне уголками. Для скрепления элементов предпочтительнее использовать болты – такой крепеж проще демонтировать. Болтов диаметром до 1 см будет достаточно.

Важно! Если вы не планируете демонтировать опалубку в будущем, предварительно обработайте ее деревянные составные элементы антисептиком и оберните рубероидом или другим изоляционным материалом – незащищенная древесина вскоре начнет гнить, что не лучшим образом отразится на качестве отмостки.

Примечание первое. На изображении продемонстрировано армирование. На него пока не обращаем внимание.

Примечание второе. На изображении показан вариант с наклонными подпорками. При желании можете отдать предпочтение этому методу – принципиального значения данный момент не имеет. В целом можно обойтись и без таких подпорок, обеспечив устойчивость досок с помощью установленных с обратной стороны кирпичей/блоков.

Важно! Температурный шов делается не только на стыке отмостки со стенами дома, но и поперек обустраиваемой конструкции. Несоблюдение данной рекомендации приведет к крайне неблагоприятным последствиям: в результате пучения грунта при температурных перепадах отмостка со временем растрескается.

Поперечные швы обустраиваются в среднем с 2-метровым промежутком. Для обеспечения требуемых зазоров устанавливайте доски толщиной до 2 см с указанным шагом, как продемонстрировано на изображении.

Важно! Все деревянные элементы конструкции перед использованием нужно пропитать антисептиком.

Если запланировано устройство отмостки, не предполагающей заливку бетона, вы вполне можете обойтись и без опалубки – с ней просто удобнее.

Засыпьте в траншею 10-15-сантиметровый (в зависимости от исходной глубины ямы) слой песка. По возможности используйте речной песок мелкой фракции. Этот слой подушки возьмет на себя функции гидроизоляции.

Засыпка тщательно утрамбовывается. Можете использовать тот же способ, что и для трамбовки грунта. Для лучшего уплотнения пролейте песок водой. Важно! Толщина на уровне 10-15 см должна получиться после трамбовки, а не первичной засыпки материала.

Щебень засыпается 5-10-сантиметровым слоем, опять-таки, в зависимости от исходной глубины траншеи. Лучше всего использовать разнофракционный песок, чтобы количество пустот в засыпке было минимальным. Вместо щебня можете засыпать гравий или кирпичный бой.

Данный слой подушки будет обеспечивать отведение влаги, проникшей через песок, от вышележащих конструкций.

Важное примечание! Если в месте проведения строительных работ отмечается высокое расположение подземных вод, обязательно проложите между песчаным и щебенчатым слоями геотекстиль для дополнительной гидроизоляции. Делайте небольшие (в рассматриваемых условиях хватит 5-10 см) нахлесты на стенки опалубки.

Не забывайте выдерживать заданный уклон поверхности (если предусмотрен) при засыпке песка и щебня.

Подушка готова. Дальнейший порядок действий определяется особенностями выбранной застройщиком разновидности отмостки. Мы предлагаем ознакомиться с инструкциями по обустройству наиболее распространенных вариантов рассматриваемой конструкции.

Мягкая щебневая отмостка

По факту вышеописанную подушку можно рассматривать в качестве мягкой отмостки из щебенки. Для расширения кругозора предлагаем вам ознакомиться с альтернативным вариантом обустройства такой конструкции с задействованием дополнительного гидроизоляционного материала.

Предварительно выройте траншею и засыпьте слой песка, выровняв его и задав требуемый уклон, как в вышерассмотренной инструкции, после чего следуйте нижеизложенным положениям.

Таблица. Мягкая отмостка

Этап работы Описание
Поверх песка укладывается слой гидроизоляционного материала. Многие застройщики используют рубероид, но мы рекомендуем отдать предпочтение рубимасту – стоит он немногим дороже, зато служит гораздо дольше.

В рассматриваемом примере обустраивается опалубка шириной 80 см. Ширина рулона рубимаста составляет 100 см. Чтобы не заниматься обрезкой материала, попросту загните его излишек и приклейте к стене с помощью расплавленного битума или другого подходящего состава.

Поверх гидроизоляционного материала засыпается 10-сантиметровый слой смеси, включающей равное количество песка и гравия/щебенки. Засыпка тщательно утрамбовывается и разравнивается с соблюдением заданного уклона.
Поверх песчано-гравийной засыпки можно насыпать дополнительный 3-5-сантиметровый (или доверху) слой щебенки и хорошо его уплотнить – так отмостка точно не будет проседать во время хождения по ней.

Временная мягкая щебенчатая отмостка готова. При желании можете спрятать доски опалубки с помощью декоративных бордюров.

Цены на щебень

Основные сведения

Как отмечалось, технология обустройства отмостки с финишным покрытием в виде брусчатки и плитки остается одинаковой. Выбор конкретного материала остается за владельцем, но есть несколько важных замечаний.

Так, применение брусчатки допустимо лишь в том случае, если фундамент предварительно был гидроизолирован. Среди недостатков брусчатки можно отметить разве что сравнительно высокую стоимость.

Плитка – один из наиболее популярных материалов, широко используемых при обустройстве отмостки. Данный вариант имеет ряд значимых преимуществ:

  • плитка стоит гораздо дешевле бетона в количестве, необходимом для заливки площадки;
  • материал представлен в огромном ассортименте размерных вариаций, расцветок и форм, что позволяет получить именно такой вариант отделки, каким его хочет видеть владелец;
  • плитку можно уложить собственными силами, затратив на это относительно немного времени – ждать 3-4 недели, пока застынет бетон, точно не придется.

Цены на брусчатку

брусчатка

Какую плитку использовать?

Выбирая плитку для отмостки, следуйте нижеперечисленным советам.

Совет первый. Для выполнения рассматриваемой работы лучше всего подходит плитка, изготовленная по методу вибропрессования. Покупая такой материал, вы существенно уменьшаете для себя риск приобретения подделки, т.к. изготовление данной отделки в кустарных условиях невозможно – для производства плитки этой группы применяется серьезное дорогостоящее промышленное оборудование.

Вибролитая же плитка (вторая популярная разновидность) относительно легко изготавливается в обыкновенном гараже. Стоит она дешевле, но реальное качество таких изделий обычно остается загадкой.

Совет второй. Предварительно подготовьте план будущего расположения плиток на бумаге или в специальной компьютерной программе – так вы сможете подобрать наиболее нравящийся вам рисунок и облегчите себе дальнейшее выполнение работы. При желании можете использовать один из готовых вариантов, представленных на изображениях.



Совет третий . Подбирайте для мощения отмостки такую плитку, которая будет хорошо сочетаться с другими дорожками и прочими участками с подобной отделкой, расположенными на территории участка.

Технология мощения

Подушку для отмостки вы уже сделали. Дальнейшая работа выполняется в последовательности, приведенной в таблице.

Таблица. Отмостка из плитки своими руками

Этап работы Описание
Как вы могли видеть на одном из
вышепредставленных изображений,
подушка для отмостки с мощением
плиткой имеет дополнительный
верхний слой в виде песчаной
засыпки.
Насыпьте 8-10 см песка поверх
щебенки. Рекомендации в
отношении разравнивания и
трамбовки материала аналогичны
ранее обустроенному слою.
Приступайте к мощению отмостки.

Плитку укладывайте от любого удобного угла. Двигайтесь в направлении от себя. Элементы размещайте по принципу кирпичной кладки, т.е. со смещением швов в близлежащих рядах. Конкретный вариант укладки можете выбрать из предложенных ранее иллюстраций или придумать самостоятельно.

Для обеспечения плотного прилегания плитки/брусчатки к основанию используется резиновая киянка. Работа с инструментом осуществляется в следующем порядке:

Укладывается плитка;

Сверху нее кладется деревянная дощечка;

Исполнитель осторожно постукивает по дощечке, стараясь достаточно сильно, но аккуратно нажимать на плитку киянкой через упомянутую прокладку.

В такой последовательности укладывается каждая плитка.

С помощью уровня проверяйте ровность укладки плиток по отношению друг к другу и соотношение рядов. Под проседающие элементы отделки подсыпайте песок, выступающие части плитки осаждайте киянкой, следуя вышеприведенному руководству, выдерживая одновременно с этим нужный уклон отмостки.

Вымостите в соответствии с приведенной последовательностью всю площадку. Если возникнет необходимость прирезки плитки, делайте это с помощью болгарки.

Важное примечание! Многие застройщики настаивают на том, чтобы перед укладкой брусчатки/плитки был залит слой цементной стяжки. Мы же советуем класть отделку прямо на утрамбованный песок – в данном случае будет обеспечен более эффективный отвод воды через зазоры между плитками вниз. В случае же обустройства цементной заливки, проходимость системы уменьшится, а это грозит возникновением наледи в холодное время года и всеми сопутствующими неприятностями.

Если же ввиду каких-либо обстоятельств устройство отмостки без применения цементной стяжки не является возможным, после засыпки слоя песка сделайте следующее:

  • приготовьте смесь из 1 доли цемента (от М400), 3 долей песка (просеянного, мелкофракционного, речного) и чистой воды в количестве, достаточном для получения однородного пластичного раствора средней густоты;
  • разложите раствор по поверхности обустраиваемой площадки с помощью кельмы или любого другого подходящего инструмента, после чего разровняйте его шваброй или длинной прямой рейкой (правилом). Итоговая толщина цементной прослойки должна составить 30-40 мм.

Дождавшись высыхания цемента, приступайте к укладке плитки. Удобнее всего использовать для этого клей, разработанный специально для фиксации рассматриваемых отделочных материалов. Порядок приготовления и правильного использования клея уточните в инструкции производителя – для разных составов эти моменты могут отличаться.

Некоторые застройщики и вовсе принимают конструкцию с цементной заливкой без последующей отделки в качестве готовой отмостки.

Такой вариант возможен, однако его внешний вид удовлетворяет далеко не каждого. При желании в состав цемента можно добавить специальные красящие пигменты – поверхность примет более привлекательный вид.

Отмостка из бетона

Вариант для хозяев, привыкших делать все капитально и надолго. Потратив единожды сравнительно существенную сумму на обустройство бетонной отмостки, вы получите в свое распоряжение долговечную, надежную и максимально прочную конструкцию.

Мы расскажем о порядке обустройства утепленной железобетонной отмостки. Наличие теплоизоляционного слоя благотворно скажется на ряде ключевых эксплуатационно-технических характеристик фундамента, цоколя и всего строения в целом. При желании можете исключить этапы, затрагивающие устройство утеплителя из руководства и использовать эту же инструкцию, но отказываться от теплоизоляции настоятельно не рекомендуется.

Отмостка из бетона утепленная – фото слоев
Отмостка из бетона – схема

В идеале ширина утепленной отмостки должна соответствовать или превышать показатель глубины промерзания почвы. На практике же устройство подобной конструкции, во-первых, потребует очень больших финансовых вложений, во-вторых, отнимет полезную площадь участка. Ввиду этого, застройщики придерживаются «золотой середины», составляющей 700-900 мм.

Перед началом работы нужно выбрать подходящий теплоизоляционный материал. Чтобы выбор был максимально объективным и правильным, необходимо учесть ряд значимых моментов.

  1. Во-первых, это соотношение стоимости утеплителя и его характеристик.
  2. Во-вторых, условия эксплуатации (в земле, вне помещения, т.е. материал не должен гнить).
  3. В-третьих, климат в месте расположения строения.

С учетом вышеперечисленных критериев, наиболее оптимальным материалом для утепления отмостки является пенопласт. Еще лучше себя проявляет экструдированный пенополистирол, но стоит он дороже. Для большинства регионов РФ достаточно 5-сантиметрового слоя утеплителя. В особенно холодных зонах этот показатель можно увеличить до 10 см. В данном случае изоляцию лучше обустраивать в 2 слоя.

Состав подушки для бетонной отмостки остается аналогичным предыдущим конструкциям, но последовательность действий претерпевает определенные изменения.

Прежде всего, вам необходимо разобраться с нюансами бокового утепления конструкции. Если отсутствие возможности последующего демонтажа деревянной опалубки вас не смущает (к примеру, запланировано последующее декорирование видимых элементов конструкции специальными бордюрами или другими подходящими элементами), можете попросту приклеить плиты утеплителя к предварительно смонтированным доскам, используя связующий состав, предназначенный специально для пенополистирольных материалов.

Наряду с этим, доступен альтернативный вариант: листы шифера оборачиваются полиэтиленовой пленкой и углубляются в землю по линии отмостки. Такая конструкция если и останется на виду после проведения рассматриваемого мероприятия, замаскировать ее будет гораздо проще, чем деревянные элементы. Выглядит данная система следующим образом.

Импровизированная опалубка с теплоизоляционным материалом устанавливается по всей длине отмостки. В качестве подпорок можно использовать кирпичи или строительные блоки, установив их на землю с обратной стороны опалубки. Будут показаны на следующих фото.

Пенопласт и так будет довольно уверенно стоять на предварительно уплотненном основании, при этом его подопрут засыпаемые далее материалы. Для большей уверенности можете закопать плиты в землю на пару сантиметров или приклеить утеплитель к шиферу. Применять механические крепежи не стоит – каждое отверстие в шифере приводит к уменьшению его прочности, а в пенопласте – к образованию мостиков холода.

Из утеплителя же в данном случае можно сделать демпферную прослойку между цоколем дома и отмосткой. С помощью разделительного слоя вы сможете обеспечить соблюдение уклона опалубки: для этого он (демпфер) должен иметь большую высоту по отношению к противоположной стенке.

Установив боковые теплоизоляционные плиты, сделайте рассмотренную ранее подушку. Ее состав будет таким же, как и при обустройстве отмостки с последующим мощением тротуарной плиткой.

Таблица. Бетонная отмостка своими руками

Этап работы Описание
В данном случае было решено использовать двухслойную теплоизоляцию из обычного пенопласта и экструдированного пенополистирола. Сначала обустраивается слой пенопласта. Плиты укладываются максимально плотно друг к другу. Для временной фиксации используются кирпичи. Выложив утеплителем всю площадку, задуйте имеющиеся зазоры монтажной пеной. Дайте ей высохнуть, срежьте выступившие излишки острым ножом и приступайте к укладке второго изоляционного слоя.

Плиты экструдированного пенополистирола в большинстве случаев оснащены торцевыми пазами, наличие которых исключает вероятность возникновения щелей между уложенными рядом элементами.

Важно! Теплоизоляционные слои укладываются с перевязкой швов, т.е. стыки верхнего ряда должны быть смещены по отношению к стыкам нижнего ряда. При необходимости подрезки плит, можете использовать для этого обыкновенный острый нож.

Для армирования можно купить готовую сетку или сделать ее самостоятельно из арматуры диаметром 8-10 мм. Прутки собираются в сетку с ячейками 150х150 мм и скрепляются в местах пересечения при помощи вязальной проволоки (дешевле) либо специальных фиксаторов (быстрее и проще).

Сетку нужно уложить с отступом от основания. Для его обеспечения применяются специальные фиксаторы-подпорки. При отсутствии достаточного бюджета можно обойтись камнями, боем кирпича и т.п. Обеспечить 5-сантиметровый отступ как при заливке фундамента в данном случае не получится, т.к. это приведет к нецелесообразному увеличению высоты отмостки. Старайтесь выдержать хотя бы 5-10-миллиметровый зазор.

Бетон готовится по стандартному рецепту: доля цемента марки не ниже М400 смешивается с 3 долями просеянного песка и 4-5 долями гравия либо щебенки. Вода добавляется в таком количестве, чтобы на выходе была получена пластичная однородная масса нормальной густоты.

Заливка готового раствора осуществляется так же, как и цементно-песчаной смеси, т.е. состав раскладывается поверх основания и разравнивается с помощью швабры или другого подходящего приспособления, к примеру, правила – длинной прямой рейки. Функцию маяков в данном случае на себя возьмут боковые стенки опалубки.

После заливки проткните бетон арматурным прутком в нескольких местах, чтобы выпустить лишний воздух, заделайте образовавшиеся углубления раствором, посыпьте поверхность тонким слоем сухого цемента и оставьте конструкцию набирать прочность. По ГОСТу на это требуется 28 суток.

Для защиты конструкции от атмосферных осадков, укройте ее полиэтиленовой пленкой. Периодически (через каждые 1-2 дня) поднимайте пленку, проливайте бетон небольшим количеством воды и укрывайте обратно – благодаря этому в реакцию вступит максимальное количество цемента, что обеспечит более высокое итоговое качество бетонной конструкции.

Полезный совет! Перед заливкой бетонной смеси, укройте выступающие над грунтом части утеплителя стеклопластиковой сеткой. Для скрепления ее с пенопластом подойдет обыкновенный клей ПВА. Наличие сетки обеспечит защиту утеплителя от возможных повреждений.

В данном случае было решено отказаться от промежуточных поперечных демпферных перегородок из досок (описывались ранее). Конструкция утеплена в 2 слоя и по бокам, ввиду чего теплоизоляция одновременно берет на себя функцию демпферов, да и армирование лучше не разрывать – прочность уменьшится.

Цены на бетонную смесь

бетонная смесь

Вопросы дренажа

Для обеспечения эффективного отведения атмосферных осадков, отмостка укомплектовывается дренажной системой. Конструкция элементарна в своем исполнении:

  • асбестоцементная труба диаметром от 10 см разрезается вдоль на 2 части. Для резки подойдет болгарка;
  • полученные половинки трубы укладываются по периметру отмостки вплотную к ней;
  • в углах отмостки в местах стыка упомянутых выше труб размещаются цельные водоотводы. Подойдут те же асбестоцементные трубы. Для их размещения выкапываются траншеи. Размеры ямы выбирайте так, чтобы по бокам и сверху трубы оставалось минимум 5 см свободного пространства. На дно траншеи предварительно засыпьте 5-сантиметровый слой песка и утрамбуйте. Сами трубы оборачиваются геотекстилем и отводятся в направлении конструкции для сбора сточных вод. Конкретный вариант зависит от индивидуальных особенностей обустройства участка.

Выглядит описанный дренаж следующим образом.

Для улучшения внешнего вида бетонной отмостки, ее можно облицевать плиткой или декорировать другим материалом на выбор владельца.

Удачной работы!

Видео – Отмостка своими руками

Лужи, грязь, наледь, образовавшиеся перед гаражом, создают массу сложностей для въезда. Обледенелый порог, на котором проскальзывают шины автомобиля, создает риск возникновения нештатной ситуации и увеличивает нагрузку на подвеску автомобиля.

Скопившаяся у порога вода стремится проникнуть в гараж. Трудности, особенно в сумерках, направления автомобиля в гаражные ворота, постоянно рискуя задеть кузовом какое-нибудь препятствие. Все это подчеркивает важность организации устройства въезда.

К этому типу устройств можно отнести :

  • пандус;
  • отмостка;
  • стяжка.

Пандусом называют наклонную пологую площадку для проезда автомобилей и других средств на разные высотные уровни.

Как сделать въезд в гараж своими руками из бетона? Из чего еще можно сделать подъезд в частном доме? Расскажем поподробней, пошаговая инструкция к вашему вниманию.

Пандус

Сам по себе пандус – довольно простое сооружение. Основная цель его создания – организовать удобный заезд в гараж. Чем более пологий пандус, тем удобнее его использовать.

Вид пандуса зависит от расположения подъездных путей к гаражу – это может быть прямой подъезд или подъезд с поворотом. Пандус может быть выполнен с подъемом или со спуском (если он ведет, например, в подвальный гараж).

Для пандуса с подъемом устанавливаются бордюры, чтобы избежать съезжания автомобиля, у пандусов со спуском роль этих ограничителей играют стены.

Ширина пандуса обычно на 30 сантиметров превосходит ширину гаражных ворот, на дальнем конце пандус немного расширяется, что упрощает въезд. Наиболее оптимальная его длина – 5 метров, но она может быть разной в зависимости от пожеланий владельца.

Так же в пандусе предусмотрен уклон поверхности и устроена система дренажа , а перед его порогом устанавливается канавка для отвода воды, накрытая решеткой, чтобы атмосферные осадки стекали к краям и отводились от устройства.

Вместе с пандусом со стороны гаражного пола часто используется съезд с порога гаражных ворот, так называемый контрпандус, он делает въезд мягким и снижает нагрузки на автомобильную подвеску.

По желанию над пандусом устанавливают навес , который уберегает его от сильных дождей или снегопада.

Варианты, из которых изготавливают пандус, могут быть совершенно разными – это и дерево, и металл, и бетон. Их плюсы и минусы :

  1. Дерево : простой и легкий в изготовлении, но недолговечный пандус, его приходится менять раз в 2-3 года.
  2. Металл : прочный и надежный, но при отрицательных температурах воздуха становится очень скользким.
  3. Бетон : наиболее оптимальный вариант по соотношению цена – качество. Бетонный пандус может эксплуатироваться многие годы, если на этапе строительства соблюдены все правила, указанные в соответствующих СНиП.

Устройство пандуса для въезда в гараж.

Отмостка

Отмостка – полоса из бетона или асфальта с уклоном от здания для отвода воды.

Самый оптимальный вариант отмостки для гаража – создание наклонного пола с уклоном 15-20 градусов (или 20-30 мм на 1 м длины). Ширину отмостки можно сделать от 1 м и до значения, которое кажется автовладельцу оптимальным. Часто отмостка занимает всю площадь перед домом и выложена плиткой, что смотрится весьма интересно.

Стяжка

Стяжка – цементно-песчаный или асфальтобетонный слой для выравнивания и придания жесткости поверхности. В варианте с гаражом это ровная забетонированная площадка, применяемая при недостаточной жесткости грунтового слоя.

Даже в случае, если уровень пола гаража совпадает с уровнем подъездного пути , можно поднять порог, что защитит гараж от осадков. Лучший уровень подъема порога: 20 см. Уклон пандуса в 25 градусов в этом случае оптимален.

Плюсы и минусы разных вариантов

Нормы по наклону пандуса

Каким должен быть уклон въезда в подземный гараж? По действующему СНиП 21-02-99 п. 5.28 «стоянки автомобилей» продольный уклон открытых рамп (уличных) должен быть не более 10%. Т.е. при высотном перепаде в 10 см нижняя часть пандуса должна иметь длину 1 м (1:10, 10%).

Эти требования связаны с безопасностью и удобством въезда и съезда с пандуса для гаража; так же уклон создает должный отток воды и снижает риск обледенения пандуса.

Пример изготовления стяжки

Прежде необходимо сказать пару слов о пучинистых грунтах , поскольку строительство на этом типе грунтов очень распространено в нашей стране.

Пучинистыми называют все глинистые грунты (к ним относятся: глины, суглинки и супеси) с высоким уровнем грунтовых вод. Глина в пучинистых грунтах хорошо задерживает влагу, и почва при замерзании расширяется во все стороны, что может приводить к подъему строений, расположенных на ней.

Для мелкозаглубленных строительных работ борьба с пучинистостью грунтов заключается в изъятии части грунта под постройкой и заменой его материалами, не удерживающими влагу. Дополнительно принимаются меры от промерзания грунта рядом с постройкой; для этого грунт утепляется, например, пенополистиролом.

Пенополистирол как утеплитель смещает температурную изотерму ближе к поверхности, т.е. не дает промерзать грунту, что не приводит к его поднятию.

Как залить въезд в гараж? Как правильно забетонировать? Этапы работ по обустройству и бетонированию стяжки :

  1. Вынуть грунт на глубину примерно 40 см по размеру будущей стяжки.
  2. Уложить первый слой песка (песчаной подушки), плотно утрамбовать, пролить водой.
  3. Уложить второй слой песка, утрамбовать, пролить водой.
  4. Уложить слой мелкофракционной щебенки до верха вырытого котлована.
  5. Если стяжка организуется не на всю длину автомобиля, оставшееся расстояние можно засыпать слоем щебенки, предварительно сняв растительность в месте засыпки и уложив геотекстиль (чтобы щебенка не тонула в земле).
  6. Отделить будущую стяжку и фундамент, используя полосу линокрома в случае, если не планируется привязывать стяжку к фундаменту гаража. Между стяжкой и рамкой ворот оставить зазор примерно 3 см.
  7. Изготовить опалубку их досок на три стороны. Опалубку можно изготовить из доски толщиной от 25 мм. Тщательно закрепить опалубку (можно присыпать ее щебнем с внешней стороны по всей площади досок), выведя ее по уровню ровно горизонтально. Доски можно смазать специальным маслом для опалубки, чтобы потом было легче отделить их от бетона, не повреждая стяжку. Для этих целей хорошо подойдет смазка Hormusend HLV-37.
  8. Выложить на подушку из щебенки по всей площади утеплитель (плиты пенополистирола экструдированного толщиной 5 см).
  9. Связать каркас из арматуры под заливку раствора со щебенкой.
  10. Для приготовления раствора можно добавлять «Фейри» как пластификатор.
  11. Залить основной бетонный слой, используя виброуплотнитель.
  12. После укладки основного бетонного слоя положить на него сетку с ячейкой 50х50 мм (арматурную).
  13. Замешать раствор, не добавляя на этот раз щебень (только пластификатор, цемент, песок), залить финишную стяжку.
  14. Выровнять финишную стяжку, используя для этого доску.
  15. Провести железнение стяжки после появления достаточного количества влаги на поверхности стяжки.
  16. Получившуюся стяжку сразу укрыть для защиты от птиц и животных на время сушки.

Бетонная стяжка наберет полую прочность примерно через 15 дней . Стяжку необходимо поливать в течение 5 – 7 дней, чтобы она постоянно оставалась влажной. Так же стяжку можно накрыть пленкой, и если будет поддерживаться достаточная влажность стяжки, ее можно не поливать.

В дальнейшем около стяжки необходимо сделать дренажный водоотвод, чтобы земля под ней оставалась сухой.

Размеры и материалы для изготовления :

  • цемент марки М400;
  • песок, толщина слоев: 15 см. каждый;
  • щебень, толщина слоя: 10 см;
  • бетон, толщина слоя: 15 см;
  • пропорции раствора для основного бетонирования: песок – 3, цемент – 1, щебень – 5;
  • пропорции раствора для финишной стяжки: песок – 4, цемент – 1.

«Фейри» в роли пластификатора делает раствор эластичнее (из-за добавки глицерина). Соотношение: 1/3 стакана пластификатора на 1/4 кубометра раствора.

Железнение увеличивает защитные свойства бетона и увеличивает его гидроизоляционные характеристики. Технология – сухой цемент насыпается на стяжку (сырую).

А тут видео, о том как сделать отмостку для гаража.

Устройство въезда в гараж позволяет создать удобную и хорошо видимую площадку и позволяет автовладельцу уверенно и точно направлять свой автомобиль. Вода, скапливающаяся у порога, так же не проникает внутрь гаража, если перед ним установлено правильно выполненное въездное устройство.

Потраченные силы на обустройство гаража с лихвой окупаются удобством и хорошим настроением автовладельца от легкой и безопасной его эксплуатации.



Рекомендуем почитать

Наверх